Бюджет ТФОМС Чувашской Республики

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Чувашской Республики (Фонд) в рамках администрирования доходов Федерального фонда, поступающих от уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, на постоянной основе осуществляет актуализацию сведений о гражданах, застрахованных в Чувашской Республике, и сверку сведений с Центральным сегментом Единого регистра застрахованных Федерального фонда ОМС, Федеральной налоговой службой.

Показатель численности неработающего населения республики по состоянию на 1 апреля, принимаемый за основу для расчета размера страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, уплачиваемых из республиканского бюджета, ежегодно снижается. В общей сложности с 2013 года численность неработающего населения уменьшена на
107 231 человек. Таким образом, за 5 лет  удалось уменьшить нагрузку на республиканский бюджет Чувашской Республики на  576,1 млн. руб.

За 2017 год доходы бюджета Фонда исполнены на 100,4% к утвержденному объему и составили 11 906,8 млн. рублей. Рост доходной части бюджета по сравнению с 2016 годом на 657,1 млн. рублей обусловлен увеличением трансфертов из Федерального фонда ОМС на 592,5 млн. рублей, поступлений из территориальных фондов на 58,8 млн. рублей, поступлений прочих доходов – на 5,9 млн. рублей.

Расходы из бюджета Фонда за 2017 год составили 11 897,8 млн. рублей и увеличились по сравнению с 2016 годом на 671,72 млн. рублей (на 6%).

Финансирование здравоохранения составило 11 847,7 млн. рублей. В соответствии с Федеральным законом № 326-ФЗ норматив расходов на обеспечение выполнения Фондом своих функций на 2017 год согласован с Федеральным фондом ОМС в объеме 50,1 млн. рублей.

Финансовое обеспечение территориальной программы ОМС

Территориальная программа ОМС Чувашской Республики ежегодно утверждается Кабинетом Министров Чувашской Республики в составе Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам в Чувашской Республике медицинской помощи. Стоимость программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам в Чувашской Республике медицинской помощи за последние 6 лет возросла на 5,9 млрд. рублей, норматив финансового обеспечения в расчете на одного человека в год составил в 2017 году 11843,5 рублей, в том числе по ОМС – 8845,7 рублей.

Показатели объемов медицинской помощи в рамках реализации Программы ОМС на 2017 год рассчитаны в соответствии с нормативами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 19 декабря 2016 г. №1403 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», и численностью застрахованных лиц 1256287 человек.

По амбулаторной медицинской помощи утвержденный объем посещений составляет 8,813 в год на одного застрахованного. Фактически оказанные объемы амбулаторной помощи составили 8,376 посещений на одного жителя в год, или 95% от плана. Норматив объема стационарной медпомощи составляет 0,17233 госпитализаций на одного человека в год, фактическое число госпитализаций за отчетный период составило 0,185,  или 107,2% от плана. Объемы помощи в дневных стационарах составили 0,061 госпитализаций на 1-го застрахованного, или 102,4% от годового плана. Оказанные объемы скорой медицинской помощи составили 0,219 вызовов на одного человека в год, что составляет 72,9% федерального норматива (0,300). По сравнению с 2016 годом:

  • число посещений поликлиник выросло на 131,8 тыс., или на 1,3%;
  • число случаев лечения в круглосуточном стационаре увеличилось на 1,1%;
  • количество госпитализаций в дневной стационар возросло на 0,8%;
  • случаев оказания скорой медицинской помощи стало меньше на 4,1%.

Общая стоимость оказанной медпомощи за 2017 год составила 11 262,6 млн. рублей. В разрезе условий оказания помощи по сравнению с 2016 годом наблюдается увеличение стоимости. Наибольший рост стоимости зафиксирован по дневному стационару +7%, по поликлинике +3%, а также по стационарной помощи +2,2%.

Доходы медицинских организаций по ОМС

В целях обеспечения преемственности, доступности и качества медицинской помощи, эффективной реализации территориальных программ государственных гарантий в Чувашской Республике создана трехуровневая система организации медицинской помощи:

  • первый уровень — оказание преимущественно первичной медико-санитарной медицинской помощи, а также специализированной медицинской помощи и скорой медицинской помощи;
  • второй уровень — оказание преимущественно специализированной (за исключением высокотехнологичной) медицинской помощи в медорганизациях, имеющих в своей структуре специализированные межмуниципальные (межрайонные) отделения и (или) центры, а также в диспансерах, многопрофильных больницах;
  • третий уровень — оказание преимущественно специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи.

В 2017 году благодаря мониторингу финансовой устойчивости медицинских организаций,  оптимальному распределению объемов медицинской помощи и своевременной корректировке условий оплаты медицинских услуг, рассматриваемых  Комиссией по разработке Территориальной программы ОМС, удалось добиться уверенного роста доходов медицинских организаций по сравнению с 2016 годом по всем трём уровням: первый уровень – на 145,9 млн. рублей (на 5,7%); второй уровень – на 370,7 млн. рублей (на 10,1%); третий уровень – на 209,8 млн. рублей (на 4,9%).

Этому также способствовала учебно-методическая работа, проводимая с медорганизациями в части формирования счетов за оказанную медицинскую помощь. В 2017 году Фондом проведено более 200 консультативных мероприятий и совещаний.  

 В 2017 году в рамках реализации Территориальной программы обязательного медицинского страхования Чувашской Республики высокотехнологичное лечение в федеральных и республиканских клиниках получили 3718 жителей республики, что на 10,0% больше, чем в 2016 году. Кроме того, в медицинских организациях, работающих в системе ОМС на территории Чувашской Республики, высокотехнологичная медицинская помощь оказана 2394 жителям других субъектов Российской Федерации.

заболеваемости, в том числе проведение диспансеризации и профилактических медицинских осмотров отдельных категорий граждан.

По итогам 2017 года оплачено 714,1 тыс. случаев всех видов диспансеризаций и медицинских осмотров в рамках Территориальной программы обязательного медицинского страхования Чувашской Республики на сумму 910,2 млн. рублей (106,2% от показателя 2016 г.), из них:

  • в рамках проведения диспансеризации взрослого населения – 215 744 законченных случаев или 100,5% относительно аналогичного показателя 2016 г.;
  • профилактических медицинских осмотров взрослого населения – 25 859 законченных случая или  100,1% от 2016 г.;
  • профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних – 382 554 законченных случаев или 97,8% от 2016 г.;
  • периодических медицинских осмотров несовершеннолетних – 56 365 законченных случаев или  106,8%  от  2016 г.;
  • предварительных медицинских осмотров несовершеннолетних – 29 331  законченных случаев или  106,6%  от 2016 г.;   
  • диспансеризации  пребывающих в стационарных учреждениях детей сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации – 1 731 законченных случаев или 98,1% от  2016 г.;
  • диспансеризации  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в т.ч. усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство) в приемную или патронатную семью – 2 548 законченных случая или  100,5% от 2016 г.

В реализации профилактических мероприятий приняли участие 36 медицинских организаций (включая детские больницы).

В 2017 году средняя стоимость одного случая диспансеризации взрослого населения увеличилась на 7,1% в соответствии с рекомендованными значениями тарифов в методических рекомендациях Минздрава России и Федерального фонда ОМС по способам оплаты медицинской помощи за счет средств ОМС. 

В 2017 году за счет средств нормированного страхового запаса Фонда профинансированы мероприятия по: приобретению  медицинского оборудования в количестве 15 единиц по 13 медицинским организациям на общую сумму 57 136,5 тыс. рублей; ремонту медицинского оборудования в количестве 2 единицы по 2 медицинским организациям на сумму 2 788,0 тыс. рублей; повышению квалификации 94 медицинских работников по 24 медицинским организациям на общую сумму 1 262,8 тыс. рублей. 

Доходы больниц Чувашии за медицинскую помощь, оказанную жителям других регионов России в 2017 году составили 626,4 млн. руб., что на  9% больше чем 2016 году (573,1 млн. руб.).  Структура обращений граждан других регионов в медицинские организации Чувашии не меняется из года в год. Наибольшее количество обращений граждан  из Республики Татарстан – 20% на 125,9 млн. руб., Республики Марий Эл — 16%  на 97,1 млн. руб., Ульяновской  области — 9%, на 55,3  млн. руб.,  Нижегородской области – 9%  на  55,3 млн. руб., Республики Мордовия —  9%, на 54,7 млн. руб., г. Москва – 6% на 38,5 млн. руб.

В 2016 году в Чувашии действовала программа «Земский доктор». В соответствии с частью 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» из бюджета Фонда в республиканский бюджет Чувашской Республики перечислено в виде иных межбюджетных трансфертов 22,2 млн. рублей на софинансирование единовременных компенсационных выплат медицинским работникам. С учетом возмещения расходов текущего периода расходы по указанному направлению составили 21,6 млн. рублей. По итогам 2016 года в сельские населенные пункты, рабочие поселки и поселки городского типа, расположенные в 12 муниципальных районах Чувашской Республики привлечено 36 врачей.

Всего в 2012-2016 годах в программе «Земский доктор» приняли участие 315 медицинских работников.

Расходы на оплату медицинской помощи жителям Чувашии, оказанной за ее пределами,  в 2017 году составили 419,6 млн. руб., что на  25% больше чем в 2016 году (335,2 млн. руб.). Структура обращений жителей Чувашии в медицинские организации других регионов также сохраняется из года в год. Наибольшее количество обращений жителей Чувашии в медорганизации г. Москва —  34% на 141,4 млн. руб.,  Республики Татарстан – 17 % на 71,4 млн. руб., Московской области – 14% на 57,6 млн. руб., Нижегородской области – 8% на 34,1 млн. руб.

«Сальдо расчетов» за лечение вне территории страхования по итогам  2017 года  положительное, в размере  206,8 млн. руб.  в пользу медицинских организаций Чувашии.

По итогам 2017 года среднемесячная начисленная заработная плата врачей медорганизаций Чувашской Республики, работающих в системе ОМС, составила 36 747 рублей, прирост по сравнению с 2016 г. 13,3% (в 4 квартале 2017 г. – 41 146 рублей). Среднемесячная заработная плата среднего мед. персонала составила 20 077 рублей и увеличилась по сравнению с 2016 годом на 8,3% (в 4 квартале 2017 г. – 21 092 рубля). Среднемесячная заработная плата младшего медперсонала в отчетном периоде составила 15 868 рублей и увеличилась по сравнению с 2016 годом на 19,1% (в 4 квартале 2017 г. – 18 641 рубль). Доля средств ОМС в заработной плате работников медорганизаций составила 90,3%.        

На портале Фонда с ноября 2017 года внедрен и начал функционировать информационный ресурс «Личный кабинет медицинской организации», который позволяет медицинским организациям:

  •  просматривать и сохранять плановые задания по обеспечению государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на текущий год;
  •  просматривать и сохранять исполнение задания нарастающим итогом за прошедшее число месяцев;
  •  просматривать хронологию изменений, вносимых в задания Комиссией по разработке ТПОМС;
  •  просматривать принятые к оплате в системе ОМС объемы медицинской помощи, в рамках исполнения  задания медицинской организации,  в разрезе условий оказания медицинской помощи нарастающим итогом за истекшее число месяцев с начала года.

В результате внедрения Личного кабинета медицинской организации повысилась эффективность взаимодействия  Фонда, медицинских организаций и страховых медицинских организаций в части получения сведений о запланированных и выполненных объемах медицинской помощи, установленных решениями Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования.

В соответствии со ст. 31 и 34 Федерального закона от 29.11.2010
№ 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» Фонд и страховые медицинские организации осуществляют работу по возмещению расходов на оплату оказанной медицинской помощи застрахованному лицу вследствие причинения вреда его здоровью.

Медицинские организации представляют сведения об оказании медицинской помощи застрахованному лицу, пострадавшему в результате противоправных действий (бездействий) третьих лиц путем применения флагов «МВД» и «ДТП» при оформлении реестров счетов на оплату медицинской помощи в случае информирования органов внутренних дел, в том числе в результате дорожно-транспортных происшествий.

За 2017 год медицинскими организациями представлена информация о 2284 случаях лечения в стационарных условиях застрахованных лиц, пострадавших от противоправных действий, которым была оказана медицинская помощь на сумму 53472,5 тыс. руб.

За 2017 год Фондом и страховыми медицинскими организациями предъявлено 190 исков о возмещении затрат на оказание медицинской помощи гражданам, пострадавшим в результате противоправных действий других лиц, на сумму 6085 тыс. руб. За данный период с виновных лиц взыскана сумма в размере 2492,8 тыс. руб.

Во исполнение Федерального закона от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» Фондом осуществляется контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования. В 2017 году проведены 72 документальные проверки в 42 медорганизациях и в 2 страховых медицинских организациях, из них:

  • 37 комплексных, 29 тематических проверок в рамках реализации Территориальной программы обязательного медицинского страхования в 39 медицинских организациях и в 2 страховых медицинских организациях;
  • 6 тематических проверок использования средств на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, в 6 медицинских организациях.

В 2017 году был сделан акцент на проверках эффективности использования средств обязательного медицинского страхования и анализ деятельности медицинских организаций. Количество таких проверок увеличилось по сравнению с 2016 годом в 3 раза, что позволило повысить выявление внутренних финансовых резервов медицинских организаций.