В 2023 году исполнение бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики (далее – Фонд) осуществлялось в соответствии с Законом Чувашской Республики от 29 ноября 2022 г. № 111 «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов».
Расходы бюджета Фонда за 2023 год исполнены в сумме 19 682,2 млн. рублей, на 101,2% от утвержденных Законом параметров. По сравнению с 2022 годом рост составил 111,7%.
Основным источником доходов бюджета Фонда является субвенция, предоставляемая из бюджета Федерального фонда. В 2023 году размер субвенции составил 98% от общей суммы доходов Фонда. Субвенция Федерального фонда на финансовое обеспечение обязательного медицинского страхования обеспечивает:
— сбалансированность и бездефицитность территориальной программы обязательного медицинского страхования;
— сохранение соотношения заработной платы к среднемесячному доходу от трудовой деятельности в регионе в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 ;
— увеличение остальных расходов медицинских организаций, работающих в сфере ОМС, на индекс потребительских цен;
— финансовое обеспечение оказания медицинской помощи больным
с онкологическими заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями и протоколами лечения;
— мероприятия по медицинской реабилитации застрахованных лиц, в том числе перенесших COVID-19, во исполнение Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 г.
По итогам 2023 года в Чувашской Республике целевые показатели уровня заработной платы медицинских работников к среднемесячному доходу от трудовой деятельности в регионе исполнены. Заработная плата медицинских работников, находящихся в ведении Чувашской Республики, работающих в системе ОМС, составила: по врачам – 77,85 тыс. рублей (202,5%), по среднему медицинскому персоналу – 39,36 тыс. рублей (102,4%), по младшему медицинскому персоналу – 39,08 тыс. рублей (101,7%).
В перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам в Чувашской Республике медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов в рамках базовой программы ОМС включено 78 медицинских организаций, из них: 45 — государственных учреждений здравоохранения Чувашской Республики, 4 — федеральных учреждений здравоохранения и 29 — негосударственных учреждений здравоохранения. Доля расходов на реализацию ТПОМС в 2023 году в государственных учреждениях здравоохранения Чувашской Республики составила 97,1%, в федеральных учреждениях здравоохранения — 0,3% и в негосударственных учреждениях здравоохранения– 2,6%.
Сумма финансового обеспечения ТП ОМС Чувашской Республики на 2023 год составила 18,8 млрд. рублей. Исполнение плановых показателей объемов медицинской помощи по принятым к оплате счетам в 2023 году составило:
— в круглосуточном стационаре – 104,3% (209 881 случаев госпитализации);
— в дневном стационаре – 101,0% (87 087 случаев лечения);
— в амбулаторных условиях: профилактические посещения 99,0% (709 018 посещений); посещения с иной целью 155,2% (4 215 494 посещений), неотложная медицинская помощь 120,4% (782 549 посещений), обращения по заболеванию 86,4% (1 872 140 обращений), обращения по заболеванию по профилю «медицинская реабилитация» 115,1% (5 331 комплексное посещение), диспансерное наблюдение 92,5% (291 362 обращения);
— по скорой медицинской помощи – 78,7% (274 646 вызовов).
Выполненные объемы медицинской помощи на 1 застрахованное лицо по условиям оказания медицинской помощи составили: скорая медицинская помощь – 79,3%; амбулаторная помощь – 107,8%; стационарная помощь – 104,9%; дневной стационар – 101,0%.
По скорой медицинской помощи стоимость единицы объема медицинской помощи превышает установленный норматив. Так, средняя стоимость единицы объема медицинской помощи к нормативу для одного вызова скорой медицинской помощи составляет 127,1%, стоимость посещения в амбулаторных условиях составила 92,8 % от норматива, стоимость законченного случая в круглосуточном стационаре – 95,3%, случая лечения в дневном стационаре – 99,0%.
В 2023 году структура оплаченных счетов за амбулаторную помощь сложилась следующим образом:
— доля средств по подушевому нормативу финансирования на прикрепившихся лиц (далее — ПФА) и по нормативу финансирования фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов (далее — ФАП) составила 37,5% от всей суммы на амбулаторную медицинскую помощь (в 2022 году — 56,8%);
— за помощь, оказанную неприкрепленному населению -1,3% (в 2022 году – 1,8%);
— за неотложную помощь (кроме ФАП) — 4,4% (в 2022 году – 4,7%);
— за другие услуги, не входящие в ПФА и ФАП (диспансеризация, профосмотры, диспансерное наблюдение, диагностические исследования, стоматология, гемодиализ) – 56,8% (2022 год – 36,4%).
Если до 2023 года основной доход в поликлинике складывался за счет подушевого финансирования, то с 2023 года «центр тяжести» переместился на оплату отдельных медицинских услуг. При этом основную роль в этом процессе играют объемы диспансеризации, профосмотров и диспансерного наблюдения.
В 2023 году в рамках Территориальной программы обязательного медицинского страхования Чувашской Республики за проведенные диспансеризации и медицинские осмотры в медицинские организации направлено 1 681,4 млн. рублей, что составляет 101,5% от утвержденной годовой стоимости. Всего в 2023 году всеми видами диспансеризаций и медицинских осмотров было охвачено 709 тыс. человек.
Стоимость одного законченного случая по направлениям диспансеризации и профилактических медосмотров взрослого и детского населения возросла по сравнению с 2022 годом (максимальный рост стоимости произошел по позиции «профосмотр детей» — 132%).
В 2023 году продолжилась работа по информированию застрахованных лиц, которая осуществлялась в соответствии с Методическими рекомендациями по взаимодействию участников обязательного медицинского страхования при информационном сопровождении застрахованных лиц на всех этапах оказания им медицинской помощи, утвержденных письмом Федерального фонда ОМС от 26.02.2021 № 00‑10‑30‑4/1101.
По итогам 2023 года о праве прохождения профилактических мероприятий проинформировано 972 161 застрахованное лицо, или 124% к 2022 году, плановое задание исполнено на 113,4 %.
Увеличение количества проинформированных застрахованных лиц в 2023 году связано с установленным целевым показателем информирования на 2023 год в рамках регионального проекта «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» национального проекта «Здравоохранение» на уровне 90,8% (в 2022 году целевой показатель составлял 76,7%).
По видам профилактических мероприятий результат информирования в 2023 году составил:
- о прохождении 1 этапа диспансеризации взрослого населения, в том числе углубленной диспансеризации – 395 428 з/;
- о прохождении профилактического медицинского осмотра – 73 949 з/л;
- о необходимости диспансерного наблюдения – 502 784 з/л.
В 2023 году в реализации территориальной программы ОМС участвовало
517 фельдшерско-акушерских пунктов (далее – ФАП). По итогам 2023 года финансовое обеспечение ФАП составило 483,6 млн. рублей, что составляет 96% к показателю 2022 года. Объем амбулаторной помощи, оказанный ФАП, по итогам 2023 года в среднем по Республике составил 153,8 посещений на 100 человек обслуживаемого населения, что на 17,5% выше аналогичного показателя 2022 года (2022 г. – 130,9 посещений на 100 чел.).
Оценка результативности деятельности медицинских организаций, финансируемых по подушевому нормативу финансирования на прикрепившихся лиц в 2023 году, производилась Комиссией по разработке Территориальной программы ОМС ежеквартально с учетом достижения 25 показателей, характеризующих качество оказания медицинской помощи различным категориям населения (взрослому населению, детскому населению, акушерско-гинекологической помощи) в амбулаторных условиях.
По итогам достижения показателей медицинские организации были ранжированы и распределены на три группы:
I группа — медицинские организации (далее – МО), набравшие менее 40% от максимально возможной суммы баллов, 1 МО (ООО «МЦ «Радужный»);
II группа — медицинские организации, выполнившие от 40% до 60% от максимально возможной суммы баллов, 11 МО (37,9% МО);
III группа — медицинские организации, выполнившие свыше 60% от максимально возможной суммы баллов, 17 МО (58,6% МО).
Всего во II и III группу вошли 28 МО (96,6% МО).
Годовой премиальный фонд, направленный на выплаты медицинским организациям по итогам достижения показателей результативности деятельности за 2023 год, составляет 71,7 млн. рублей.
За 2023 год была оказана высокотехнологичная медицинская помощь застрахованным в Чувашской Республике в количестве 6 223 госпитализации или 105,9% в сравнении с 2022 годом, из них медицинскими организациями Чувашской Республики 6 029 случаев и медицинскими организациями, находящимися за пределами Чувашской Республики 194 случаев. Основная доля высокотехнологичной медицинской помощи приходится на объемы сердечно-сосудистой хирургии (52,0%), а также неонатологию (16,9%).
В 2023 году на реализацию проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями » национального проекта «Здравоохранение» было выделено 2 036,0 млн. руб. Исполнение установленного плана финансового обеспечения онкологической медицинской помощи в условиях круглосуточного стационара за 2023 год составило 1 049,7 млн. руб.(99,1% от установленного плана), в условиях дневного стационара – 1 018,0 млн. руб.(104,2% от установленного плана). Исполнение плана по количеству случаев лечения в условиях круглосуточном стационаре по онкологической медицинской помощи в 2023 году составило 10 272 госпитализаций (99,2% от плана), в условиях дневного стационара – 13 361 случаев (105,6% от плана).
В 2023 году на лечение пациентов застрахованных на территории Чувашской Республики с COVID-19 и на проведение тестирования в медицинские организации было направлено 196 957,8 тыс. рублей, что на 84% меньше, чем в 2022 году, а на лечение жителей Чувашии за пределами республики было направлено 8 421,9 тыс. рублей, что также на 87% меньше, чем 2022 году.
За 2023 год на финансовое обеспечение денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения направлены средства целевых межбюджетных трансфертов в размере 236,1 тыс. рублей, больше чем в 2022 году в 1,8 раза (2022 год — 128,3 тыс. руб.). Данные средства направлены в 29 медицинских организаций за выявление онкологических заболеваний у 180 человек (в 2022 году — 89 человек).
Во исполнение Порядка проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам, а также ее финансового обеспечения, утвержденного приказом Минздрава России от 19.03.2021 № 231н (ред. от 21.02.2022), Фонд организует проведение страховыми медицинскими организациями плановых и внеплановых контрольно-экспертных мероприятий.
Медицинские организации, допускающие увеличение количества случаев с выявленными нарушениями при проведении контрольно-экспертных мероприятий заслушиваются на заседаниях Координационного совета с предоставлением планов мероприятий по устранению причин, приведших к нарушениям.
За 2023 г. в Единый Контакт-центр Фонда поступило всего 15 565 обращений граждан, что на 2,2% меньше, чем за 2022 г. (15 910), в том числе:
— устных обращений – 13 998, что на 9,9% меньше, чем в 2022 г. (15 539), на все устные обращения предоставлены оперативные ответы в рамках компетенций;
— письменных обращений – 1 567, что в 4 раза выше показателя за 2022 г. (230), все письменные обращения рассмотрены по существу поставленных вопросов, своевременно.
Из числа письменных обращений, количество:
— консультаций, разъяснений составило 1 409, что в 6 раз больше, чем 2022 г. (230). Динамика изменений в пользу письменных обращений связана с внедрением с
2023 года Платформы обратной связи (ПОС), посредством которой граждане письменно обращались в ТФОМС за консультациями/ разъяснениями в 1 233 случаях;
— жалоб увеличилось с 141 до 158 на 12,1%, в том числе обоснованных жалоб с
63 до 84 на 33,3%. Все 100% обоснованных жалоб за 2022-2023 гг. урегулированы в досудебном порядке, тем самым показатели Регпроекта на 2022 г. (97,5%) и 2023 г. (98%) достигнуты.
Из 15 565 обращений за 2023 год в 4 269 случаях потребовалось практическое содействие гражданам, что на 12,3% больше чем в 2022 г. (3 803). Во всех случаях обращений гражданам оказана своевременная помощь.
Межтерриториальные расчеты за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории страхования, осуществляются в объеме, установленном базовой программой обязательного медицинского страхования.
Доходы медицинских организаций Чувашии за медицинскую помощь, оказанную жителям других регионов России, за 2023 год составили 240,1млн. руб. В доходах медицинских организациях республики от межтерриториальных расчетов львиную долю занимает круглосуточный стационар – 158 млн. рублей. При этом, наибольшие объемы специализированной медицинской помощи иногородним гражданам были оказаны по профилям «травматология и ортопедия» на сумму 16,7 млн. рублей, «хирургия» на сумму 16,1 млн. рублей, «акушерство и гинекология» на сумму 13,2 млн .рублей и по профилю «инфекционные болезни» на сумму 9,7 млн. рублей.
Традиционно иногородним жителям предоставляется высокотехнологичная медицинская помощь в ведущих клиниках республики. В рамках базовой программы ОМС ВМП оказана 112 застрахованным лицам на сумму 23,1 млн. рублей.
Расходы на оплату медицинской помощи жителям Чувашии, оказанной за ее пределами, в 2023 году составили 563,0 млн. руб., что на 108,1 млн. руб., или на 16%, меньше, чем в 2022 году. Структурные преобразования здравоохранения Чувашии, позволяющие в текущем году оказывать такую медицинскую помощь на территории республики, приводят к сокращению размера средств на финансовое обеспечение медицинской помощи, оказываемой за пределами республики. Еще одним фактором, влияющим на сокращение межтерриториальных расчетов, является увеличение доступности медицинской помощи в федеральных медицинских организациях, которая оплачивается Федеральным фондом.
В структуре расходов за оказанную медицинскую помощь жителям Чувашии за пределами территории страхования большую долю занимает специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь по профилям «травматология и ортопедия», «сердечно-сосудистая хирургия» и «неврология». В условиях дневного стационара оплачены случаи оказания медицинской помощи за проведенную химиотерапию по профилю «онкология» и услуги ЭКО.
Кассовые расходы медицинских организаций по ОМС за 2023 год составили
19 126,4 млн. рублей. Увеличение кассовых расходов медицинских организаций по ОМС за 2023 год по сравнению с 2022 годом составило 9,3% (в 2022 году – 17 492,6 млн. рублей). В структуре расходов доля затрат на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда в общих расходах выросла по сравнению с 2022 годом и составила 67,7% (в 2022 году – 64,2%). Остальные затраты в целом составили 32,3% общей суммы расходов медицинских организаций.
В абсолютном значении расходы на оплату труда и начисления составили
12 941,3 млн. рублей и возросли по сравнению с 2022 годом на 15,3%.
Остатки средств ОМС на счетах медицинских организаций на конец 2023 года составили 986,2 млн. рублей и уменьшились на 25,6% по сравнению с остатками на начало года.
Во исполнение Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» Фондом осуществляется контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования.
Планом комплексных проверок на 2023 год предусмотрено проведение
38 проверок в 36 медицинских организациях и в 2 страховых медицинских организациях.
Фактически проведено 40 комплексных проверок в 37 медицинских организациях и в 2 страховых медицинских организациях, 18 внеплановых тематических проверок (13- в МО и 5 в СМО), а также одна контрольная проверка медицинской организации:
План мероприятий по использованию медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса на мероприятия по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, приобретению и ремонту медицинского оборудования на 2023 год утвержден в сумме 34 245, 7 тыс. руб.
Исполнение плана мероприятий составило 32082,9 тыс. руб., в том числе:
— направлено по заявкам медицинских организаций на дополнительную профессиональную подготовку по программам повышения квалификации 68 медицинских работников в 16 медицинских организаций на общую сумму 576, 9 тыс. руб.,
— на приобретение 34 единиц медицинского оборудования в 14 медицинских организаций направлено 30 034, 1 тыс. руб.,
— на ремонт 8 единиц медицинского оборудования в 7 медицинских организаций направлено 1 471,9 тыс. руб.
Неполное освоение средств связано:
— с экономией в процессе закупок в сумме 2 145,5 тыс. руб.;
— с неисполнением мероприятий по повышению квалификации на сумму 17,3 тыс. руб. (БУ «Новочебоксарский МЦ» на 8,5 тыс. руб. — сотрудник уволился и
БУ «Чебоксарская РБ» на 8,8 тыс. руб. — сотрудник отказался от обучения).
Еще одно направление использования средств НСЗ ТФОМС – это софинансирование расходов медицинских организаций на оплату труда медицинских работников. В рамках данного направления фактическое увеличение численности медицинских работников произошло в 22 медицинских организациях: по врачам — 48 человек, по среднему медицинскому персоналу — 129 человек. За счет средств софинансирования осуществлено 336 выплат заработной платы врачам и 851 выплата средним медицинским работникам. Сумма софинансирования оплаты труда при плане 58,8 млн. руб. составила 49,1 млн. руб. или 83,5%.
Кадровое развитие является важной составляющей успеха в работе Фонда.
В системе обязательного медицинского страхования значимая роль отводится экспертам качества медицинской помощи — врачам-специалистам, осуществляющим организацию независимого контроля за качеством медицинской помощи. В Фонде работает 6 квалифицированных врачей, что составляет 8% от состава сотрудников.
IT-технологиями заняты 8 специалистов, прошедшие очно специальную подготовку с выездом на обучение в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (г. Москва).
Обеспечением законности деятельности и защитой правовых интересов занимаются 4 юриста, что составляет 5% коллектива Фонда.
Основной состав сотрудников – экономисты и финансисты. Эти специалисты обеспечивают финансовую устойчивость системы ОМС республики, осуществляют учет и контроль взаиморасчетов с медицинскими организациями за медицинскую помощь, оказанную застрахованным гражданам, осуществляют контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, рассчитывают тарифы на медицинские услуги и т.д.
Понятная политика в вопросах оплаты труда, совершенствование методов мотивации за эффективный труд, возможность учебы и карьерного роста позволили снизить текучесть персонала с 15 до 10% по сравнению с предыдущим периодом.
Каждый специалист раз в три года проходит повышение квалификации с целью обновить свои профессиональные знания и навыки, повысить уровень своей компетенции. В 2023 году 31 работник прошли дополнительное обучение повышения квалификации, что составляет 40% трудового коллектива.
В соответствии со ст. 31 и ст. 34 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» Фонд и страховые медицинские организации осуществляют работу по возмещению расходов на оплату оказанной медицинской помощи застрахованному лицу вследствие причинения вреда его здоровью. За 2023 год Фондом и страховыми медицинскими организациями предъявлено 416 исков о возмещении затрат на оказание медицинской помощи гражданам, пострадавшим в результате противоправных действий других лиц, на сумму 18,6 млн. руб., с виновных лиц взыскана сумма в размере 15,1 млн. руб.
В 2023 году Фондом разработана концепция и техническое задание на работы по комплексной модернизации информационных систем. Основной целью проведения работ является обеспечение соответствия программного обеспечения актуальным требованиям нормативно-правовых актов в области ОМС, а также повышение эффективности работы фонда в целом. В том числе новая цифровая платформа позволит большинство прикладных решений (отчеты, аналитические выгрузки итп) создавать силами аналитиков фонда, с минимальным привлечением стороннего разработчика, экономя время, трудовые ресурсы и снижая затраты. Дополнительно при модернизации решаются вопросы импортозамещения и информационной безопасности путем перехода на отечественное программное обеспечение и продукты с открытым исходным кодом. Реализация концепции рассчитана на два года – 2024-й 2025-й. Разрозненные информационные системы Фонда будут поэтапно замещаться единой информационной платформой.