Деятельность Территориального фонда ОМС ЧР (Фонд) направлена на финансовое обеспечение конституционных прав граждан, проживающих в Чувашской Республике, на получение бесплатной медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования.
По итогам 2014 года доходная часть бюджета Фонда исполнена на 100,6% к утвержденному Законом Чувашской Республики объему бюджетных ассигнований и составила 10 млрд. 296,4 млн. руб. Рост доходной части бюджета в 2014 году обусловлен увеличением субвенций из бюджета ФФОМС и межтерриториальных расчетов за оказанную медицинскую помощь (в том числе высокотехнологичную).
Объем межбюджетных трансфертов, полученных из бюджета ФФОМС составил 8 млрд. 666,9 млн. рублей с приростом по сравнению с прошлым годом на 873,5 млн. рублей, или на 11,2%.
Субвенция на выполнение переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере ОМС поступила в бюджет Фонда в объеме 8 млрд. 640,4 млн. рублей, соответствующем Федеральному закону «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов». Указанные доходы на 1 млрд. 590,4 млн. рублей, или на 22,6%, превышают средства, перечисленные в бюджет ФФОМС в виде страховых взносов на ОМС страхователями Чувашской Республики за работающее население и Министерством финансов Чувашской Республики за неработающее население.
Объем межбюджетных трансфертов на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2014 году после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт (рабочий поселок) или переехавшим на работу из другого населенного пункта, установлен распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 2542-р в размере 30,5 млн. рублей и законодательно утвержден в доходной части бюджета Фонда. На основании совместных заявок Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики и Фонда из бюджета ФФОМС межбюджетные трансферты поступили в размере 26,5 млн. рублей, или 86,9% от утвержденного объема средств.
Безвозмездные поступления из республиканского бюджета Чувашской Республики на дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальной программы ОМС в части базовой программы ОМС составили
1 млрд. 294,9 млн. рублей, из них:
средства на финансовое обеспечение расходов медицинских организаций на содержание — 895,4 млн. рублей, или 99,2% к уровню прошлого года;
межбюджетные трансферты на финансовое обеспечение скорой медицинской помощи – 399,5 млн. рублей, или 102,7% к уровню прошлого года.
Средства из бюджетов территориальных фондов ОМС на возмещение расходов Фонда на оплату медицинской помощи, оказанной на территории Чувашской Республики гражданам, застрахованным в других регионах поступили на сумму 331,0 млн. рублей, с приростом к предыдущему году на 149,7 млн. рублей или на 82,6%.
В соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Чувашской Республики осуществляет администрирование доходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, поступающих от уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения на территории Чувашской Республики.
В результате эффективной работы Фонда по актуализации сведений о гражданах, имеющих регистрацию в Чувашской Республике, и сверки полученных сведений с Центральным сегментом Единого регистра застрахованных Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Управлением Пенсионного фонда по Чувашской Республике показатель численности неработающего населения республики по состоянию на 1 апреля 2013 года, принимаемый за основу для расчета размера страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения на 2014 год, уплачиваемых из республиканского бюджета, снизился по сравнению с аналогичным показателем 2012 года на 48809 человек.
Аналогично, численность неработающего населения республики по состоянию на 1 апреля 2014 года, принимаемая для расчета размера страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения на 2015 год, была снижена по сравнению с 2013 годом на 33173 человек.
Таким образом, Фонду удалось уменьшить нагрузку на республиканский бюджет Чувашской Республики 2014 и 2015 годов на 207,2 млн. руб. и 208,6 млн. рублей соответственно. Всего за 2 года экономия средств республики составила 415,8 млн. рублей.
Бюджет Фонда по расходам исполнен в сумме 10 млрд. 300,6 млн. рублей, или на 100,2% к объему, утвержденному законодательно.
На здравоохранение в 2014 году направлено 10 млрд. 222,2 млн. рублей, что на 19,8 млн. рублей, или на 0,2% больше годового планируемого объема. По сравнению с 2013 годом расходы увеличились на 1 млрд. 057,3 млн. рублей, или на 11,5%.
Дополнительно поступившие доходы впервые в 2014 году позволили:
- Перевести наиболее растиражированные виды высокотехнологичной медицинской помощи в систему обязательного медицинского страхования. В базовую программу ОМС в 2014 году включено 459 видов высокотехнологичной медицинской помощи. В рамках территориальной программы ОМС в 2014 году высокотехнологичное лечение в федеральных и республиканских клиниках получили 1896 жителя республики на 258,1 млн. рублей. Кроме того в медицинских организациях, работающих в системе ОМС Чувашской Республики, оказана высокотехнологичная медицинская помощь 846 жителям других регионов на 110,8 млн. рублей.
- Обеспечить финансирование скорой медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования по федеральным нормативам стоимости 479,4 рублей на 1 застрахованного в год (без дефицита) в сумме 595,1 млн. рублей (на 166,7 млн. рублей, или на 38,9% больше, чем в 2013 году).
3. Увеличить объемы профилактических мероприятий. В 2014 году за проведенные 658,5 тысяч случаев диспансеризаций и медицинских осмотров взрослого и детского населения в медицинские организации направлено 731,2 млн. рублей, что в 1,8 раз больше, чем в 2013 году.
Реализация в 2014 году программы «Земский доктор» позволила привлечь на работу в медицинские организации государственной системы здравоохранения, расположенные в сельских населенных пунктах, 53 молодых специалистов. Бюджетные ассигнования Фонда по данной статье расходов составили 26,5 млн. рублей.
Территориальная программа ОМС Чувашской Республики на 2014 год (Программа ОМС) утверждена в составе Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам в Чувашской Республике медицинской помощи Постановлением Кабинета Министров ЧР от 25.12.2013 № 539.
Расчетная стоимость Программы ОМС 2014 года – 10 млрд. 150,1 млн. рублей (8 179,0 руб. на 1 жителя). В соответствии с законом Чувашской Республики о бюджете Фонда, утвержденная стоимость Программы на 2014 год составляет 10 254,2 млн. рублей (8 263,1 руб. на 1 жителя), что на 18,1% выше фактического исполнения Программы в 2013 году.
Фактическая стоимость Программы ОМС в 2014 году увеличилась по сравнению с аналогичным показателем 2013 года на 12,7%. Финансовое исполнение Программы ОМС в 2014 году составило 9 млрд. 790,4 млн. руб. или 7 889,2 рубля на 1 чел. (95,5% от утвержденной стоимости).
В 2014 году профицит утвержденной Программы ОМС составлял 1% (104,1 млн. рублей).
Показатели объемов медицинской помощи в рамках реализации Программы ОМС на 2014 год рассчитаны в соответствии с нормативами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 октября 2013 г. № 932 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», и численностью застрахованного населения (по состоянию на 1 апреля 2013 г. — 1 240 988 человек).
Утвержденные нормативы объемов амбулаторной медицинской помощи соответствуют федеральным и установлены отдельно по амбулаторной помощи, оказываемой в профилактических и иных целях (2,27 посещения на одного человека в год), по неотложной медицинской помощи – 0,46 посещения на одного человека в год, по обращениям в связи с заболеваниями – 1,92 обращений на одно застрахованное лицо в год.
В целом по амбулаторной медицинской помощи утвержденный объем посещений составляет 8,965 посещений в год на одного застрахованного. Фактически оказанные объемы по амбулаторной медицинской помощи составили 8,937 посещений на одного жителя в год или 99,7 % от плана.
Утвержденный норматив объемов стационарной медицинской помощи также соответствует федеральному и составляет – 0,176 госпитализаций на одного человека в год. Фактическое число госпитализаций за 2014 год (0,185 госпитализаций на 1 жителя) на 5,2 % превысило утвержденный норматив.
В соответствии с федеральными нормативами на 2014 год увеличен норматив объема для амбулаторной медицинской помощи, предоставляемой в условиях дневных стационаров – 0,55 пациенто-дня на одного человека в год (в 2013 г. 0,52 пациенто-дня). В 2014 году объемы помощи в дневных стационарах составили 0,571 пациенто-дней или 103,8 % от плана.
Фактические объемные показатели реализации Программы ОМС 2014 года в динамике характеризуются снижением по сравнению с 2013 годом объемов дорогостоящей стационарной помощи на 6,3 тыс. госпитализации в абсолютном выражении (- 2,7% к показателям 2013 года) и замещением их менее затратными альтернативными видами медицинской помощи: увеличением числа посещений в амбулаторно-поликлинические учреждения на 2,0% или 218,0 тыс. посещений к 2013 г., объемы помощи в дневных стационарах увеличились на 41,0 тыс. пациенто-дней (+ 6,1 % к 2013 г.) или 5,5 тыс. госпитализаций.
Смещение объемов затратной стационарной медицинской помощи в сторону стационарзамещающих технологий высвободило дополнительно 85,5 млн. рублей средств ОМС на финансирование Программы ОМС.
Фактически оказанные объемы скорой медицинской помощи (кроме санитарно-авиационной эвакуации) составили 0,228 вызова на одного человека в год. Что ниже федерального норматива (0,318 вызовов на 1 человека в год), но на 18,5 % выше аналогичного показателя за 2013 год.
Фактическое исполнение нормативов амбулаторной медицинской помощи составило:
— 2,75 посещений с профилактической и иными целями на одного жителя (121,2 % от федерального норматива);
— 0,48 посещений неотложной медицинской помощи на одного жителя (104,1 % от федерального норматива);
— 2,16 обращений в связи с заболеваниями на одного жителя (112,5 % от федерального норматива).
В целом исполнение объемов амбулаторной медицинской помощи сложилось за 2014 год на уровне запланированного норматива посещений – 11 090,9 тыс. посещений или 99,7 % от плана.
При этом по сравнению с 2013 годом наблюдается рост амбулаторной медицинской помощи всего на 218,0 тыс. посещений или 102,0 % от аналогичного показателя 2013 года. В том числе наблюдается рост объемов профилактической амбулаторной помощи (122,1% к 2013 году), неотложной медицинской помощи в амбулаторных условиях (128,3% к 2013 году) и снижение количества обращений по заболеваниям (94,9% к 2013 году), что обусловлено внедрением профилактических технологий: центров здоровья, проведением всеобщей диспансеризации и медицинских осмотров взрослого и детского населения и т.д.
По отчетным данным медицинских организаций о кассовых расходах средств ОМС за 2014 год финансовые затраты на одно обращение в связи с заболеванием составили 805,7 рублей. (112,4% от уровня 2013 года, 76,7% от утвержденных нормативов). Затраты на одно посещение с профилактической целью составили 335,2 рублей, 107,2% от уровня 2013 года, 107,2% от утвержденных нормативов. Затраты на одно посещение по неотложной медицинской помощи составили 234,4 рубля, 100,2% от уровня 2013 года, 51,1% от утвержденных нормативов.
Стоимость одной госпитализации в стационаре составила 21582,5 руб. (107,2% к уровню прошлого года, 99,0% от утвержденных нормативов). Стоимость пациенто-дня по стационарзамещающей помощи составила 945,4 руб. (173,1% от 2013 года, 71,8% от утвержденных нормативов). Стоимость вызова скорой медицинской помощи составила 2016,9 руб. (114,0% от 2013 года, 133,8% от утвержденного норматива).
Расходы медицинских организаций по средствам ОМС за 2014 год составили 9644,4 млн. рублей.
В абсолютном выражении на оплату труда с начислениями направлено 6 млрд. 207,6 млн. рублей, или 106,9% к уровню 2013 года.
Все другие расходы на оказание медицинской помощи выросли на 25,2% по сравнению с 2013 годом
На приобретение медикаментов направлено 879,2 млн. рублей, что на 1,0% превысило расходы прошлого года.
Расходы на организацию питания выросли по сравнению с 2013 годом на 22,9% и составили 258,2 млн. рублей.
На приобретение расходных материалов, реактивов, химикатов, стекла и химпосуды направлено 945,3 млн. рублей с ростом к предыдущему году в 1,7 раза (+382,4 млн. рублей). К расходным материалам относятся шприцы, перчатки хирургические, клеенки, стерильные одноразовые наборы и т.д.
Другие расходы на оказание медицинской помощи составили 1 млрд. 354,1 млн. рублей, возросли на 22,1% по сравнению с предыдущим годом или на 252,1 млн. рублей, из которых рост расходов на скорую медицинскую помощь составил 107,0 млн. рублей. Без учета скорой медицинской помощи рост таких расходов по сравнению с прошлым годом составляет 13% и соразмерен общему росту финансирования медицинских организаций.
Остатки средств ОМС на счетах медицинских организаций по состоянию на 1 января 20115 года составили 669,6 млн. рублей и возросли по сравнению с началом 2014 года на 222,7 млн. рублей, или в 1,5 раза.
Доля затрат медицинских организаций по видам медицинской помощи в 2014 году распределилась следующим образом:
по амбулаторной помощи 35,7% (в 2013 г. доля была 35,2%);
по стационарной помощи 51,4% (за 2013 год – 55,6%);
по дневному стационару 6,9% (за 2013 год – 4,3%);
по скорой медицинской помощи -5,9%.
По отчетным данным медицинских организаций финансовые затраты на одно посещение при оказании амбулаторной помощи составили 310,5 рублей. (112,2% от уровня 2013 года.
В структуре затрат на единицу амбулаторной медицинской помощи основная часть приходится на оплату труда с начислениями (239,3 рубля или 77,1%).
Финансовые затраты на 1 койко-день лечения в стационарных условиях составили 2 181,9 рублей. В среднем расходы на оплату труда с начислениями в расходах на 1 койко-день составляют 58,7%, или 1280,1 рублей.
Финансовые затраты на медикаменты и перевязочные материалы в расходах на 1 койко-день составляют 228,3 рублей.
Кассовые расходы на 1 пациенто-день в условиях дневного стационара за 2014 год сложились в сумме 945,4 рублей.
Доля расходов на медикаменты и перевязочные средства на 1 пациенто-день составили 37,5%, или 354,9 рублей.
Финансовые затраты на 1 вызов скорой медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в среднем за 2014 год соответствуют 2 016,9 рублей.
В дневном стационаре наибольшие расходы на 1 пациенто-день отмечаются в БУ «ППЦ» и БУ «РКОД» (4152,9 и 11223,4 рублей соответственно). В расходах этих организаций затраты на приобретение медикаментов составляют:
в БУ «Президентский перинатальный центр» (79,5% или 3300,9 рублей на один пациенто-день);
в БУ «Республиканский клинический онкологический диспансер» (65,0% или 7299,4 рублей).
Вместе с тем, без учета указанных медицинских организаций расходы на 1 пациенто-день в условиях дневного стационара составляет в среднем
554,2 рублей, в том числе на медикаменты или 81,9 рублей или 14,8%.
По итогам 2014 года среднемесячная начисленная заработная плата врачей медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, работающих в системе ОМС, составила 30 тыс. 680 рублей или 147,0% к средней заработной плате по экономике Чувашской Республики за январь-декабрь 2014 года, прирост по сравнению с 2013 годом 6,3%.
Среднемесячная заработная плата среднего медицинского персонала в отчетном периоде составила 18 тыс. 900 рублей (82,6% к средней по экономике за январь-декабрь 2014 года) и увеличилась по сравнению с 2013 годом на 5,2%.
Среднемесячная заработная плата младшего медицинского персонала в отчетном периоде составила 10 тыс. 710 рублей (51,3% к средней по экономике) и увеличилась по сравнению с 2013 годом на 6,8%.
По сравнению с предыдущим годом доля средств ОМС в заработной плате за отчетный период сохранилась на уровне 84,0%.
По итогам 2014 года всеми видами диспансеризаций и медицинских осмотров в рамках Территориальной программы обязательного медицинского страхования Чувашской Республики было охвачено 658 460 человек, из них:
— в рамках проведения диспансеризации взрослого населения — 213 405 законченных случаев или 97,5% относительно аналогичного показателя 2013 г.;
— профилактических медицинских осмотров — 23 583 законченных случая или 200,8% от 2013 г.;
— профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних — 338 227 законченных случаев или 274,7% от 2013г.;
— периодических медицинских осмотров несовершеннолетних — 51 518 законченных случаев или 140,3% от 2013 г.;
— предварительных медицинских осмотров несовершеннолетних — 26 939 законченных случаев или 517,7% от 2013 г.;
— диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации — 2 225 законченных случаев или 70,7% от 2013 г.;
— диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в т.ч. усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство) в приемную или патронатную семью — 2 563 законченных случая или 112,2% от 2013г.
Всего в 2014 г. за проведенные 658,5 тысяч случаев диспансеризаций и медицинских осмотров взрослого и детского населения направлено 731,2 млн. рублей, что в 1,8 раз больше, чем в 2013 году.
В зависимости от объёмов обследования оплата одного пациента составила от 301,90 до 4267,83 рублей.
За проведение диспансеризации взрослого населения в медицинские организации республики поступило 257,0 млн. рублей за 213,4 тыс. случаев диспансеризации (95,1% от плановых годовых назначений), из них: по работающим гражданам 98,4 тыс. случаев, по неработающим 115,0 тыс. случаев, в том числе диспансеризацию прошло 9,0 тыс. учащихся, обучающихся в образовательных организациях по очной форме;
— за проведение профилактических медицинских осмотров взрослого населения — 13,6 млн. рублей за 23,6 тыс. случаев (91,6% от годовых назначений);
— за проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних – 342,8 млн. рублей за 338,2 тыс. случаев (95,7%);
— за проведение периодических медицинских осмотров несовершеннолетних – 11,0 млн. рублей за 51,5 тыс. случаев (95,9%);
— за проведения предварительных медицинских осмотров несовершеннолетних – 85,7 млн. рублей за 26,9 тыс. случаев (89,6%);
— за проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, — 9,6 млн. рублей за 2,2 тыс. случаев (92,3%);
— за проведение диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в т.ч. усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство) в приемную или патронатную семью, — 11,5 млн. рублей за 2,6 тыс. случаев (93,3%).
Качество оказания медицинской помощи медицинскими организациями контролируются территориальным фондом обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями путем проведения различного рода экспертиз медицинской помощи, где осуществляется контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
При проведении медико-экономической экспертизы за 2014 год специалистами-экспертами страховых медицинских организаций выявлено 28,4 тыс. нарушений (19,5% от всех проверенных случаев), что на 13,2% меньше, чем за 2013 год (32,7 тыс. нарушений, 23,1% от всех проверенных случаев). Выявлено нарушений на сумму 31,3 млн. рублей.
При проведении экспертизы качества медицинской помощи количество выявленных нарушений также уменьшилось по сравнению с 2013 годом на 17 % (с 30,0 тыс. нарушений – в 2013 году до 24,9 тыс. нарушений – в 2014 году) и составило 42,4% от всех проэкспертированных случаев (в 2013 году – 58,5%). Выявлено нарушений на сумму 12,1 млн. рублей.
Всего сумма выявленных нарушений составила 43,4 млн. рублей, что на 29,6% больше по сравнению с 2013 годом.
Одним из важных направлений контроля качества медицинской помощи является работа, связанная с жалобами и обращениями застрахованных граждан.
Согласно отчетным данным за 2014 год в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Чувашской Республики и страховые медицинские организации, осуществляющие обязательное медицинское страхование на территории Чувашской Республики, поступило 759,0 тыс. обращений граждан, что в 1,6 раза больше, чем за 2013 год, в том числе заявлений о выборе и замене СМО – 663,5 тыс.
Из 65 поступивших за 2014 год жалоб признано обоснованными 27 (41,5%), что соответствует аналогичному показателю 2013 года (27 обоснованных жалоб) .
В структуре причин обоснованных жалоб граждан основное место жалобы на:
— качество медицинской помощи – 16 жалоб (59,3%, количество жалоб в 2013 году — );
— взимание денежных средств за медицинскую помощь по программам ОМС – 7 жалоб (25,9%);
— этику и деонтологию медицинских работников – 2 жалобы (7,4%);
— отказ в оказании медицинской помощи – 2 (7,4%).
В целях изучения удовлетворенности населения доступностью и качеством медицинской помощи при осуществлении обязательного медицинского страхования специалистами фонда и страховых медицинских организаций проводятся социологические опросы населения.
За 2014 год было опрошено 13,2 тыс. пациентов в 64 медицинских организациях.
Анализ результатов проведенного анкетирования показал, что в целом удовлетворены качеством медицинской помощи 71,6% респондентов.
По сравнению с результатами социологического опроса за 2013 год удельный вес пациентов, удовлетворенных качеством медицинской помощи, повысился на 0,5 пункта (в 2013 году удовлетворены доступностью и качеством медицинской помощи 71,1% опрошенных).
В целях информированности населения в медицинских организациях республики, работающих в сфере ОМС, размещены стенды Территориального фонда ОМС Чувашской Республики и страховых медицинских организаций, содержащие информацию о правах пациента на получение бесплатной медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, постоянно распространяются памятки и брошюры, организована работа телефонов «горячей линии», осуществляются регулярные публикации в средствах массовой информации, используются возможности Интернет-сайтов.
За 2014 год Фондом и страховыми медицинскими организациями было выпущено 164,9 тыс. памяток, 65,9 тыс. брошюр, 154,8 тыс. листовок и других информационных материалов для застрахованных, была опубликована 24 статьи в СМИ. Руководителями и специалистами Фонда и страховых медицинских организаций было проведено 130 выступлений в коллективах застрахованных, 30 выступлений на радио и ТВ.
В целях реализации прав граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи за пределами территории страхования, Фонд производит взаиморасчеты за оказанную медицинскую помощь с территориальными фондами обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации.
За 2014 год гражданам, застрахованным в других субъектах Российской Федерации, медицинскими организациям Чувашской Республики оказаны медицинские услуги, оплачиваемые территориальными фондами других регионов на сумму 336,8 млн. рублей.
Оплачена медицинская помощь, оказанная жителям Чувашской Республики в медицинских организациях других регионов Российской Федерации на сумму 248,7 млн. рублей.
Значительный рост межтерриториальных расчетов обусловлен в первую очередь включением в систему ОМС с 2014 года части высокотехнологичной медицинской помощи.
В целях реализации статьи 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в части осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2014 году после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт, в Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики перечислено 26,5 млн. рублей.
В 17 муниципальных районах Чувашской Республики были трудоустроены и получили по одному миллиону рублей 53 молодых врача. Максимальное количество специалистов приступили к работе в Чебоксарском районе – 8 человек, Красноармейском районе – 6 человек.
Сумма возвратов составила 6,2 млн. рублей от 9 человек.
В соответствии со ст. 31 и 34 Федерального закона от 29.11.2010
№ 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» ТФОМС Чувашской Республики осуществляет работу по возмещению расходов на оплату оказанной медицинской помощи застрахованному лицу вследствие причинения вреда его здоровью.
Медицинские организации предоставляют сведения об оказании медицинской помощи застрахованному лицу, пострадавшему в результате противоправных действий (бездействий) третьих лиц с применением флагов «МВД» и «ДТП» при оформлении счетов и реестров счетов на оплату медицинской помощи в случае информирования органов внутренних дел, в том числе в результате дорожно-транспортных происшествий.
В 2014 году ТФОМС Чувашской Республики совместно с прокуратурами, следственными отделами районов и городов Чувашской Республики предъявлено 60 исков о возмещении затрат на оказание медицинской помощи гражданам, пострадавшим в результате противоправных действий других лиц, в том числе в результате дорожно-транспортных происшествий, на сумму 1494,6 тыс. руб. За данный период в доход бюджета ТФОМС Чувашской Республики с виновных лиц взыскана сумма в размере 633,6 тыс. руб.
Взысканные с виновных лиц денежные средства в полном объеме направляются на финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования.
В целях возмещения расходов, затраченных на оказание медицинской помощи гражданам, пострадавшим в результате противоправных действий других лиц, в 2014 году осуществлялось взаимодействие с Управлением ГИБДД МВД по Чувашской Республике, прокуратурами, следственными отделами МВД РФ районов и городов Чувашской Республики, судебными органами в отношении 283 застрахованных лиц, получивших медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования с признаками причинения вреда здоровью в результате противоправных действий других лиц на сумму 5809,2 тыс. руб. В данные органы направлено 27 писем.
Кроме того, в целях взыскания с виновных лиц денежных средств по исполнительным листам налажено взаимодействие с Управлением Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике, в том числе с выездом на место в районы и города Чувашской Республики.
ТФОМС Чувашской Республики направлено исполнительных листов по лицам, причинившим вред застрахованному лицу, в органы УФССП России для исполнения в 2014 году 43 листа на сумму 1 091 тыс. руб. Всего в работе было 109 листов на 2 млн. 396,6 тыс. рублей.
Впервые в 2014 году были внедрены такие формы информирования застрахованных граждан о правах в сфере ОМС как информирование о стоимости оказанной медицинской помощи за счет средств ОМС и информационное сопровождение при организации оказания медицинской помощи.
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 25 июля 2014 г. № Пр-1788, в целях формирования у пациента объективного представления о затратах на медицинскую помощь, оказанную ему в рамках программы обязательного медицинского страхования, на территории Чувашской Республики с 1 ноября 2014 г. внедрена система информирования застрахованных лиц о стоимости оказанной медицинской помощи за счет средств ОМС. В 2014 году 63% медицинских организаций республики (45 из 71), работающих в сфере ОМС, информировали пациентов о стоимости оказанной им медицинской помощи. По итогам 2014 года выдано 238 тысяч справок. Было проинформировано более 50 % всех граждан, получивших медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования с момента действия проекта.
Посредством такого информирования застрахованные граждане получают реальное представление о том, на какую сумму им была оказана помощь.
В 2014 году Фондом оплачена медицинская помощь 53 пациентам по миллиону рублей и более, а еще 250 гражданам – по 500 тысяч рублей
Впервые в 2014 году были внедрены такие формы информирования застрахованных граждан о правах в сфере ОМС как информирование о стоимости оказанной медицинской помощи за счет средств ОМС и информационное сопровождение при организации оказания медицинской помощи.
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 25 июля 2014 г. № Пр-1788, в целях формирования у пациента объективного представления о затратах на медицинскую помощь, оказанную ему в рамках программы обязательного медицинского страхования, на территории Чувашской Республики с 1 ноября 2014 г. внедрена система информирования застрахованных лиц о стоимости оказанной медицинской помощи за счет средств ОМС. В 2014 году 63% медицинских организаций республики (45 из 71), работающих в сфере ОМС, информировали пациентов о стоимости оказанной им медицинской помощи. По итогам 2014 года выдано 238 тысяч справок. Было проинформировано более 50 % всех граждан, получивших медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования с момента действия проекта.
Посредством такого информирования застрахованные граждане получают реальное представление о том, на какую сумму им была оказана помощь.
В 2014 году Фондом оплачена медицинская помощь 53 пациентам по миллиону рублей и более, а еще 250 гражданам – по 500 тысяч рублей
В целях реализации прав пациентов на получение специализированной стационарной медицинской помощи и проведения контроля за своевременностью госпитализации Территориальным фондом ОМС Чувашской Республики разработано программное обеспечение и организовано информационное взаимодействие страховых медицинских организаций и медицинских организаций по предоставлению сведений в рамках единого информационного ресурса АИС «Госпитализация» в режиме онлайн.
Система позволяет оперативно управлять информацией о госпитализации пациентов, направленных в стационар, о сроках ожидания и состоянии направления.
В соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам в Чувашской Республике медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов предельные сроки оказания специализированной, за исключением высокотехнологичной, медицинской помощи в стационарных условиях в плановой форме – не более 30 дней с момента выдачи лечащим врачом направления на госпитализацию.
По данным единого информационного ресурса АИС «Госпитализация» в 2014 году фактическая средняя длительность ожидания госпитализаций составила 3 дня.
По всем случаям превышения данного срока страховыми медицинскими организациями проводится медико-экономическая экспертиза, по результатам которой на медицинскую организацию может быть наложен штраф за нарушение сроков ожидания медицинской помощи, предоставляемой в плановом порядке, в размере норматива финансового обеспечения территориальной программы ОМС в расчете на одно застрахованное лицо в год на каждый случай с превышением сроков госпитализации.
Приоритетными задачами Территориального фонда ОМС Чувашской Республики на 2015 год является:
- Информатизировать и формализовать подходы к проведению медико-экономических экспертиз случаев оказания медицинской помощи с использованием электронной карты пациента. Разработать план мероприятий до 1 июля 2015 г.
- Продолжить работу по популяризации здорового образа жизни, информированию населения о вредных и опасных для здоровья человека факторах; формированию у граждан ответственного отношения к своему здоровью и здоровью своих детей и близких; о правах застрахованных в системе обязательного медицинского страхования. Обеспечить выпуск Фондом в 2015 г. 172 тыс. буклетов и плакатов и других информационных материалов для застрахованных.
- В рамках обеспечения информирования населения о правах граждан в системе ОМС акцентировать внимание на максимальной доступности и информационной активности, используя современные методы индивидуального информирования застрахованных лиц, в том числе посредством создания «Личного кабинета застрахованного».
- Совершенствовать систему контроля за своевременностью госпитализации через единый информационный ресурс АИС «Госпитализация», в целях предотвращения случаев госпитализаций с превышением установленных сроков ожидания.
- Совершенствовать систему контроля за рациональным и эффективным использованием средств обязательного медицинского страхования путем выявления внутренних резервов медицинских организаций для повышения эффективности их расходов (контроль за обоснованностью цен при закупках лекарственных и перевязочных средств, расходных материалов, продуктов питания, контроль за эффективностью использования дорогостоящего медицинского оборудования), а также внедрить систему мониторинга лечебного питания.
- Активизировать работу по возмещению расходов на оплату оказанной медицинской помощи застрахованному лицу вследствие причинения вреда его здоровью.