Основные этапы становления системы обязательного медицинского страхования в Чувашской Республике
1992-2012 годы: от возрождения к развитию
10 июля 1992 года принято постановление Совета Министров Чувашской Республики «О мерах по выполнению Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в РСФСР». Этим документом утверждено общее положение о страховой больничной кассе и впервые принята территориальная программа обязательного медицинского страхования граждан в Чувашской Республике на 1992 — 1993 гг.
24 июня 1993 года в соответствии с постановлением Президиума Верховного Совета Чувашской Республики № 1323 «О Фонде обязательного медицинского страхования Чувашской Республики» создан исполнительный орган — Фонд обязательного медицинского страхования Чувашской Республики. Этим же постановлением утвержден состав правления территориального фонда в количестве 9 человек.
Структура системы обязательного медицинского страхования в республике за прошедший период изменялась в соответствии с законодательной и нормативно-правовой базой. Основной задачей при этом являлось формирование системы, наиболее устойчивой в организационном и финансовом отношении.
В 1993 году в системе обязательного медицинского страхования Чувашской Республики наряду с территориальным фондом функционировало 33 страховые медицинские организации, из которых 26 являлись муниципальными, 7 имели другие формы собственности.
ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛИСА ОМС:
1993 год:
1995 год:
2011 год:
На первом этапе (1993-1994 гг.) решались задачи, связанные с формированием структуры территориального фонда. Одновременно с созданием системы сбора страховых взносов усилия были сосредоточены на разработке необходимой территориальной нормативно-правовой базы обязательного медицинского страхования, обеспечении тесного взаимодействия между территориальным фондом, Кабинетом Министров, министерствами финансов и здравоохранения Чувашской Республики, органами местного самоуправления, налоговыми органами, а в дальнейшем с отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике. Требовалось также проведение информационно-разъяснительной работы с населением, плательщиками страховых взносов и медицинскими работниками.
1995-2005 гг. — период налаживания устойчивых взаимоотношений с медицинскими организациями, создания и развития служб, осуществляющих контроль финансово-хозяйственной деятельности страховых медицинских организаций и медицинских учреждений и проведения вневедомственной экспертизы качества медицинской помощи, а также защиты прав застрахованных граждан.
В апреле 1997 года созданы два филиала Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики с функциями учета и контроля за поступлением страховых платежей. Их представительства работали во всех районах Чувашии. Число страховых медицинских организаций к этому времени уменьшилось до 17. В 1999 году произведено укрупнение страховых медицинских организаций с уменьшением их числа до 9.
В августе 2001 года в связи с передачей налоговым органам функций по сбору и контролю за поступлением страховых вносов на обязательное медицинское страхование филиалы Территориального фонда ОМС Чувашской Республики ликвидированы, внесены существенные изменения в его структуру.
В 2001 году началось формирование и согласование в установленном порядке государственного и муниципальных заказов-заданий для лечебно-профилактических учреждений по выполнению территориальной программы обязательного медицинского страхования.
В 1994 году был впервые принят основной финансовый документ Фонда под названием Прогноз поступления и расходования средств фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики на сумму 16,7 млн. рублей (с учетом деноминации 1998 г.). Одновременно с прогнозом постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 22.03.1994 № 30 был утвержден Отчет о доходах и использовании средств Фонда обязательного медицинского страхования за 1993 год на сумму 6,3 млн. рублей (с учетом деноминации 1998 г.).
Бюджет и отчет об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования до 2000 года ежегодно утверждались постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики.
С 2001 года в связи с принятием Бюджетного кодекса Российской Федерации главный финансовый документ Чувашской Республики в сфере обязательного медицинского страхования — бюджет Территориального фонда ОМС Чувашской Республики — принимался ежегодно в форме закона, а с 2008 года — в форме закона на текущий год и двухлетний плановый период.
Порядок разработки проекта закона до 2011 года регламентировался различными нормативными актами Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденными в 2003 году Правилами составления, рассмотрения и исполнения бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования, инструкциями и нормативными письмами.
С 2011 года процесс формирования и рассмотрения бюджета фонда четко регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом Чувашской Республики от 23.07.2001 г. № 36 «О регулировании бюджетных правоотношений в Чувашской Республике», постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.05.2011 г. № 207 «О порядке составления проектов республиканского бюджета Чувашской Республики и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период».
С 2005 по 2007 гг. Территориальным фондом успешно реализована программа дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан. Это была одна из мер социальной поддержки граждан, имеющих право на получение государственной помощи, а именно инвалидов, участников Великой Отечественной войны и членов их семей, ветеранов боевых действий, чернобыльцев. За три года на реализацию этой программы было направлено 1291,4 млн. рублей.
Со второго полугодия 2007 года по сентябрь 2008 года при активном участии Территориального фонда в Чувашии осуществлялась реализация пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения. Республика участвовала в реализации пяти его направлений:
- ориентация на конечный результат с поэтапным переходом учреждений здравоохранения, участвующих в реализации пилотного проекта, преимущественно на одноканальное финансирование через систему обязательного медицинского страхования;
- обеспечение финансирования стационарной медицинской помощи в соответствии с нормативами финансовых затрат, рассчитанными на основе стандартов медицинской помощи, и с учетом оценки качества оказанной медицинской помощи;
- осуществление на уровне амбулаторно-поликлинических учреждений частичной аккумуляции средств, предназначенных для оплаты медицинской помощи на основе финансирования по подушевому нормативу, и создание системы внутри — и межучрежденческих расчетов;
- реформирование оплаты труда медицинских работников в зависимости от конечного результата их труда;
- обеспечение учета объема оказанной медицинской помощи и оценки ее качества.
В реализации пилотного проекта в Чувашской Республике участвовало 52 медицинских организаций, которым за период с июля 2007 года по сентябрь 2008 года перечислено 735,6 млн. рублей.
С 2006 по 2012 гг. в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» на территориальные фонды ОМС страхования были возложены дополнительные государственные функции по своевременному и целевому финансированию мероприятий, в том числе:
1. По развитию первичной медико-санитарной помощи в части обеспечения государственного задания на оказание муниципальными учреждениями здравоохранения дополнительной медицинской помощи, оказываемой врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики.
С 1 января 2006 года врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым и врачам общей (семейной) практики начали производиться дополнительные ежемесячные денежные выплаты в размере 10 тыс. рублей, а медицинским сестрам, работающими с данными специалистами, – 5 тыс. рублей.
Всего на финансовое обеспечение государственного задания на оказание муниципальными учреждениями здравоохранения такой медицинской помощи Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Чувашской Республики направлено 1,3 млрд. рублей.
2. По дополнительной диспансеризации работающих граждан.
Главная задача диспансеризации работающих граждан — выявление различных патологий здоровья на ранней стадии. Ведь не выявленные вовремя болезни сердечно-сосудистой системы, онкологические, эндокринные и другие заболевания приводят к тяжёлым последствиям и повышают уровень смертности в стране. Своевременно и качественно проведенные медицинские обследования позволяют на ранних стадиях выявлять заболевания, сохранить высокое качество жизни и социальную активность граждан республики.
За период 2006-2012 гг. в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» по программе дополнительной диспансеризации работающего населения было осмотрено 312295 человек, профинансированы расходы медицинских организаций на сумму 307,7 млн. рублей.
3. По диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
С 2007 по 2012 гг. на проведение диспансеризации Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Чувашской Республики направлено 32 млн. рублей. Полное обследование прошли почти 18 тыс. детей.
С 2011 года вступил в силу новый Федеральный закон от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», который позволил применить новые подходы к оказанию медицинской помощи, заложить новые принципы в сфере финансового обеспечения здравоохранения. Новый закон создал необходимые организационные и экономические условия для того, чтобы гражданин мог реализовать свое право на получение бесплатной и доступной медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования.
В 2011 году объем финансового обеспечения Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам в Чувашской Республике соответствовал уровню 2010 года. Начиная с 1 января 2012 года, ежегодное увеличение стоимости территориальной программы обязательного медицинского страхования составило 25%. Дополнительные финансовые средства позволили обеспечить доступность и качество бесплатной медицинской помощи на более высоком уровне.
С 1 января 2012 года предусмотрена централизация средств обязательного медицинского страхования на федеральном уровне. Организация обязательного медицинского страхования на территории страны теперь относится к полномочиям Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования. С 1 января 2012 года указанные полномочия переданы для осуществления органам государственной власти субъектов РФ.
Принятый новый федеральный закон направлен на усиление гарантий получения гражданами бесплатной медицинской помощи, ее равнодоступности. Например, любая медицинская организация, которая согласна работать по правилам, тарифам обязательного медстрахования и имеет право заниматься медицинской деятельностью, может работать в системе. И новым законом введен заявительный, а не разрешительный порядок включения учреждений здравоохранения в эту систему.
Законом также предусмотрено право застрахованного гражданина как выбор страховой медицинской организации (до 2011 года за гражданина это решение было за работодателем), так и выбор медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь. Человек сам подает заявление на выбор страховой медицинской организации и на выбор лечебного учреждения. При этом законодатель не отказывается от территориально-участкового принципа. К участковому терапевту человек придет просто в силу доступности. Каждый россиянин может выбрать себе семейного врача или терапевта. А уже дальше, оценив медпомощь в этом учреждении, он будет принимать решение на будущий год: надо ли ему куда-то переходить или не стоит. Поменять страховую компанию и больницу, в которой он захочет получать помощь, можно каждый год.
А вот выбор врача-специалиста или медицинской организации, оказывающей специализированную помощь, осуществляется по направлению участкового врача. Информация о страховых медицинских организациях и медицинских организациях, включенных в соответствующие реестры, размещается на официальном сайте Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики. Медицинскую организацию и врача гражданин выбирает путем подачи заявления на имя руководителя медицинской организации. При выборе медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, его должны ознакомить с перечнем врачей первичного звена, количеством граждан, выбравших указанных медицинских работников, со сведениями о территориях обслуживания (врачебных участках) указанных медицинских работников при оказании ими медицинской помощи на дому.
Замену страховой медицинской организации, в которой ранее был застрахован гражданин, застрахованное лицо осуществляет один раз в течение календарного года не позднее 1 ноября. Если им не было подано заявление о выборе (замене) страховой медицинской организации, такое лицо считается застрахованным той страховой медицинской организацией, которой он был застрахован ранее. Инициировать выбор (замену) застрахованным лицом страховой медицинской организации не требуется.
В законе более четко прописаны обязанности страховых организаций по контролю за оказанием медпомощи. Они должны вести своего клиента на всех этапах, следить за качеством его лечения. К примеру, если человек приходит с полисом в больницу, а у него требуют деньги за услуги, которые ему положены бесплатно, то он может позвонить в свою страховую компанию с просьбой разобраться в ситуации. Страховщик должен выступать в роли «адвоката», защищая его права.
Федеральным законом предусматривается реализация экстерриториального принципа оказания медицинской помощи (межтерриториальные расчеты). В соответствии с требованиями закона медицинские услуги, оказанные гражданину, приехавшему из другого субъекта Российской Федерации, должны быть оплачены в течение 25 дней.
В 2011 году в целях дальнейшего повышения качества медицинской помощи и улучшения демографической ситуации начата реализация мероприятий Программы модернизации здравоохранения Чувашской Республики на 2011-2012 гг. Общая ее стоимость составила 4852 млн. рублей, в том числе средства Федерального фонда ОМС — 3036,6 млн. рублей, средства консолидированного бюджета Чувашской Республики — 413,3 млн. рублей, средства Территориального фонда — 1402,1 млн. рублей.
В рамках реализации Программы модернизации здравоохранения Чувашской Республики выстроена современная трёхуровневая модель оказания медицинской помощи с четкой маршрутизацией пациентов по всем профилям заболеваний на всех этапах оказания медицинской помощи в соответствии с федеральными порядками оказания медицинской помощи. Программа включила в себя реализацию таких задач, как укрепление материально-технической базы лечебных учреждений, внедрение современных информационных систем в здравоохранении и стандартов оказания медицинской помощи.
Впервые значительные средства были направлены на улучшение материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений с целью оказания максимально эффективной медицинской помощи населению в комфортных условиях: проведен капитальный ремонт 53 объектов 18 учреждений, клиники оснащены новым уникальным лечебным и диагностическим оборудованием. Только медицинского оборудования закуплено более 2,6 тыс. единиц. Это позволило серьезно расширить перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемых по профилям абдоминальной, торакальной, сердечно-сосудистой и детской хирургии, в том числе в период новорожденности, неонатологии, офтальмологии и увеличить объемы высокотехнологичной медицинской помощи в 10 раз.
В рамках этой программы в регионе создана инфраструктура для внедрения современных информационных систем. Внедрена система ведения электронной медицинской карты в 23 медицинских учреждениях, в целях обеспечения эффективного использования лекарственных препаратов завершаются работы по внедрению системы персонифицированного учета назначенных и израсходованных лекарственных средств, внедрена информационная система «Мониторинг состояния здоровья беременных женщин Чувашской Республики», завершена интеграция республиканской электронной регистратуры с федеральным сервисом «Запись на прием к врачу в электронном виде», проведены мероприятия по созданию телемедицинской сети. Кроме того, завершены работы по интеграции информационной системы единой диспетчерской службы скорой медицинской помощи Чувашской Республики и автоматизированной системы мониторинга и диспетчерского управления автомобилями скорой медицинской помощи, функционирующей с использованием систем ГЛОНАСС/GPS.
Реализованы мероприятия по подготовке и повышению квалификации медицинских кадров. Всего за 2011-2012 гг. обучено 1995 человек.
Главным результатом реализации Программы модернизации здравоохранения Чувашкой Республики на 2011-2012 гг. стало улучшение показателей здоровья населения, стабилизация демографической ситуации. Впервые за 20 лет в республике зарегистрирован естественный прирост населения (+0,7 на 1000 населения). Реализация государственных социальных мер обеспечила рост рождаемости с 12,9 за 2010 год до 14 на 1000 населения в 2012 году. По сравнению с 2010 годом в 2012 году смертность сократилась на 8,3% (с 14,4 до 13,3 на 1000 населения).
2013-2017 годы: Новые горизонты развития ОМС — ориентированность на пациента
Одной из важнейших задач государственной социальной политики является обеспечение доступной бесплатной медицинской помощи и равных условий для поддержания уровня здоровья населения. Благодаря действующей системе обязательного медицинского страхования каждый гражданин России имеет возможность лечиться бесплатно.
Расходные обязательства субъектов Российской Федерации, возникающие при осуществлении переданных полномочий в части организации обязательного медицинского страхования, финансируются за счет субвенций, предоставленных из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов. Порядок распределения, предоставления и расходования субвенций устанавливается Правительством РФ. В связи с принятием Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» с 1 января 2013 года порядок распределения, предоставления и расходования субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации. Объем субвенций, предоставляемых бюджетам территориальных фондов, определяется исходя из численности застрахованных лиц, норматива финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования и других показателей.
Если до момента централизации страховых взносов на уровне Федерального фонда в 2012 году совместно с органами, осуществляющими контроль и учет за поступлением средств работодателей, ежегодно производился расчет величины страховых взносов, поступающих в доход бюджета территориального фонда, то теперь основным источником средств обязательного медицинского страхования является субвенция Федерального фонда на финансовое обеспечение обязательного медицинского страхования. Субвенция обеспечивает сбалансированность территориальной программы обязательного медицинского страхования. За её счет обеспечивается реализация базовой программы обязательного медицинского страхования, в рамках которой оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь и диспансеризацию, скорая и специализированная, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь по установленному перечню.
И еще: в соответствии с федеральным законодательством территориальным фондом ежегодно формируется нормированный страховой запас, средства которого используются на дополнительное финансовое обеспечение реализации обязательного медицинского страхования и на расчеты за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории субъекта РФ, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования. С 2016 года введено новое направление для использования нормированного страхового запаса — финансовое обеспечение мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования. За 2016-2017 гг. «запасными» средствами профинансированы мероприятия на общую сумму 95,5 млн. рублей, в том числе приобретено 25 единиц медицинского оборудования для 15 медицинских организаций на 84,9 млн. рублей, отремонтировано 3 единицы медицинского оборудования в двух медицинских организациях на 9,3 млн. рублей, обучено 94 врача из 24 медицинских организаций на 1,3 млн. рублей.
В целом с 2000 года доходы бюджета Территориального фонда возросли более чем в 30 раз — с 346,5 млн. до 11906,8 млн. рублей. Бюджет на 2018 год составляет рекордные 14348,3 млн. рублей, а размер субвенции увеличился по сравнению с 2017 годом на 2378,7 млн. рублей.
В период 2013-2017 годов в систему ОМС Чувашской Республики внедрялись эффективные, единые для всей России, методы оплаты медпомощи. Для стационарной помощи был выбран метод клинико-статистических групп (КСГ), который позволяет сформировать группы, куда входят законченные случаи лечения по затратам. Основная цель метода направлена на обеспечение сбалансированности и объективной справедливости в оплате медицинской помощи, когда тариф напрямую зависит от тяжести диагноза пациента и сложности оказываемых лечебных мероприятий.
В Чувашской Республике переход на данный способ оплаты был начат в 2015 году с введения 41 клинико-статистической группы для круглосуточного стационара. К 2018 году число клинико- статистических групп возросло до 343 в круглосуточном и 134 в дневном стационаре. Введение метода оплаты по КСГ расширило возможности в оценке деятельности медицинских организаций в части проведения сравнительного анализа применяемых медицинских услуг, а также степени их сложности.
В рамках финансового регулирования деятельности медицинских организаций Территориальный фонд активно ищет эффективные способы оплаты, позволяющие повысить качество оказания медицинской помощи. Одной из «болевых точек» является все возрастающая загруженность врачей первичного звена и, как следствие, рост очередей к специалистам в поликлиниках. Анализ работы амбулаторно-поликлинического звена показывает, что зачастую имеют место случаи механического наращивания числа посещений, исследований и консультаций. Учитывая опыт территориальных фондов субъектов России, Комиссией по разработке Территориальной программы ОМС было принято решение о переходе в 2016 году на оплату медицинской помощи, оказанной в амбулаторных условиях, по подушевому нормативу финансирования на прикрепившихся лиц. При оплате по подушевому нормативу отпадет необходимость наращивать предъявляемые к оплате объемы медицинских услуг, врачи поликлиники становятся заинтересованы в сохранении здоровья своих пациентов, соблюдении порядков и стандартов медицинской помощи.
В условиях оплаты по подушевому принципу особенно актуальным для медицинской организации становится количество прикрепленного населения, которое я своеобразным «индикатором» привлекательности учреждения: расширение перечня предоставляемых медицинских услуг и повышение качества их оказания ведет к росту популярности медицинской организации среди населения.
Многоканальность финансирования здравоохранения снижает его управляемость и создает трудности в осуществлении контроля над рациональным и целевым расходованием средств и качеством оказания медицинской помощи. В соответствии с Концепцией развития здравоохранения до 2020 года одной из стратегических целей реформы отрасли стал переход на одноканальное финансирование медицинской помощи.
Если до 2013 года медицинским учреждениям через систему обязательного медицинского страхования оплачивалось только пять статей расходов («Заработная плата», «Начисление на оплату труда», «Продукты питания», «Медикаменты и перевязочные средства», «Мягкий инвентарь и обмундирование»), то с 1 января 2013 года в связи с переходом на преимущественно одноканальное финансирование включены в тариф по обязательному медицинскому страхованию все статьи расходов медицинских организаций (за исключением капитального ремонта, строительства и приобретения основных средств стоимостью более 100 тыс. рублей).
Оплата медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию по «полному тарифу» явилась большим шагом вперед и позволила улучшить качество и доступность оказываемой медицинской помощи, а также эффективность использования средств здравоохранения Чувашской Республики.
Одноканальное финансирование обладает рядом преимуществ. Во-первых, основная часть денег поступает в медицинские организации из системы обязательного медицинского страхования (территориальные фонды ОМС и страховые медицинские организации). Одноканальное финансирование создает институциональные условия для повышения эффективности использования ресурсов в системе медицинского обслуживания населения. Расчет стоимости лечения по законченному случаю по стандартам медицинской помощи, переход от оплаты на содержание медицинской организации к оплате за проделанную качественную работу приводит к изменению структуры и качества самой медицинской помощи.
Во-вторых, одноканальное финансирование важно для обеспечения принципа экстерриториальности, то есть доступности медицинских услуг для всех граждан России независимо от места жительства. Существовавшая ранее значительная дифференциация обеспеченности территориальных программ государственных гарантий по субъектам Российской Федерации определяла различный уровень доступности и качества оказываемой медицинской помощи. Экстерриториальность и равнодоступность медицинской помощи при переходе на одноканальное финансирование обеспечена введением единых федеральных стандартов оказания медицинской помощи.
В целях поэтапного перехода на одноканальное финансирование в Чувашии в 2013 году из республиканского бюджета направлены средства в размере 1291,5 млн. рублей, в 2014 году – 1294,9 млн. рублей. С 2015 года одноканальное финансирование в системе ОМС Чувашии осуществляется за счет средств, полученных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Кстати, с 2017 года функция администрирования страховых взносов на обязательное медицинское страхование передана от Пенсионного фонда Российской Федерации к Федеральной налоговой службе. Российским налогоплательщикам это упростило отчетность, а бюджету России принесло дополнительно, по разным оценкам, до 100 млрд. рублей в год.
Территориальный фонд ОМС Чувашской Республики в соответствии с Соглашением об информационном взаимодействии Федеральной налоговой службы и Федерального фонда обязательного медицинского страхования с начала 2017 года приступил к работе по получению сведений из Управления ФНС по Чувашской Республике для сверки численности застрахованных лиц в сфере обязательного медицинского страхования, в том числе по работающим. Сведения о работающих застрахованных лицах передаются Федеральной налоговой службой в электронной форме по защищенным каналам связи на региональном уровне ежеквартально.
С 2012 года в соответствии с известными майскими указами Президента России Владимира Путина идет поэтапное повышение заработной платы медицинских работников. Реализация указов в сфере здравоохранения остается важной задачей в деятельности Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики.
По итогам 2017 года в республике своевременно были выполнены поручения по росту заработной платы в медицине. Это стало возможным, прежде всего, благодаря вниманию к сфере здравоохранения со стороны руководства региона и помощи со стороны Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» предусмотрено повышение к 2018 году средней заработной платы врачей, а также работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), до 200%, среднего медицинского (фармацевтического) персонала и младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) — до 100% от средней заработной платы в регионе.
Во исполнение данного указа Правительством России утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных учреждениях на 2012-2018 гг. Она предусматривает совершенствование основных элементов системы оплаты труда путем реализации ряда мероприятий.
В Чувашии поэтапное повышение оплаты труда в государственных учреждениях здравоохранения на период до 2018 года нашло закрепление в распоряжении Главы Чувашской Республики от 28.02.2013 г. № 48-рг. Также постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31.12.2014 г. № 503 утверждено Примерное положение о порядке оплаты труда работников государственных учреждений Чувашской Республики, занятых в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг, которым определены размеры окладов, выплаты компенсационного и стимулирующего характера. На основании Положения были разработаны и утверждены штатные расписания в медицинских учреждениях.
Территориальный фонд ОМС Чувашской Республики ведет оперативный ежемесячный мониторинг достижения заданных соотношений по заработной плате в соответствии с приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 26.03.2013 г. № 65 «Об установлении формы и порядка предоставления отчетности о заработной плате работников медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования».
Фондом ежегодно направлялись финансовые средства в медицинские учреждения, работающие в системе ОМС, на повышение уровня среднемесячной заработной платы медицинских работников. По данным мониторинга, в медицинских учреждениях, осуществляющих деятельность в системе обязательного медицинского страхования в республике, достигнуты все установленные целевые показатели уровня средней заработной платы медицинских работников.
Итоги 2017 года показали, что уровень заработной платы медицинских работников, работающих в системе ОМС, значительно вырос по сравнению с 2013 годом и составил:
- по врачам – 39780 рублей (178,7% к средней зарплате в регионе и на 27,5 % выше показателя 2013 года);
- по среднему медицинскому персоналу – 21020 рублей (94,6% к средней зарплате в регионе и на 22,8 % выше показателя 2013 года);
- по младшему медицинскому персоналу – 18070 рублей (94,6 % к средней зарплате в регионе и на 72,9% выше показателя 2013 года).
Среднемесячная заработная плата медицинских работников учреждений, находящихся в ведении Чувашской Республики, работающих в ОМС, за 2013-2017 годы и 1 квартал 2018 г., тыс. рублей
Для обеспечения достижения целевых показателей заработной платы были предусмотрены тарифы на оплату медицинской помощи, предусматривающие увеличение подушевых нормативов финансирования амбулаторной и скорой медицинской помощи, а также размера средней стоимости законченного случая лечения, включенного в соответствующую клинико-статистическую группу при оплате круглосуточного и дневного стационаров.
Четкая и своевременная реализация указов Президента России в части повышения уровня заработной платы медицинских работников является для системы ОМС Чувашии первоочередной задачей, для выполнения которой Территориальный фонд и впредь будет принимать все необходимые меры.
В целях повышения доступности медицинской помощи наиболее востребованные методы высокотехнологичной медицинской помощи с 2014 года включены в базовую программу обязательного медицинского страхования и финансируются за счет средств субвенций Федерального фонда.
В Перечне указанных методов — стентирование коронарных сосудов, имплантации кардиовертера-дефибриллятора, реконструктивно-пластические, микрохирургические, расширенно-комбинированные хирургические вмешательства при злокачественных новообразованиях, эндопротезирование суставов конечностей, применение генно-инженерных биологических лекарственных препаратов при лечении ревматоидных артритов, комплексное хирургическое лечение глаукомы и другие виды медицинской помощи.
С 2014 года в медицинских организациях республики осуществляется поэтапное внедрение новых методов, а также наращивание объемов предоставляемой высокотехнологичной медицинской помощи, в результате значительно возросло число случаев ее оказания.
Необходимость расширения обеспечения населения Чувашии высокотехнологичными видами медицинской помощи продиктована объективными причинами: введением в практику здравоохранения республики новых эффективных лечебно-диагностических технологий и лекарственных средств, возрастанием стоимости современных медицинских технологий. Высокие технологии в здравоохранении, несмотря на существенную затратность, являются перспективным направлением, влияющим на показатели смертности, продолжительность и качество жизни, способствующим дальнейшей стабилизации демографической ситуации в республике. ВМП относится к наиболее эффективным видам медицинской помощи, приводящим к существенному и стойкому улучшению состояния здоровья, качества жизни пациентов.
Работа по обеспечению доступности высокотехнологичной медицинской помощи очень важна еще и потому, что позволяет решать сложные вопросы лечения многих, ранее, казалось, неизлечимых заболеваний. В первую очередь это касается заболеваний сердечно-сосудистой системы и онкологических заболеваний. В 2017 году в Чувашии впервые за последние три года зарегистрировано снижение смертности от новообразований на 8,2%. Это результат планомерной работы: увеличения объема высокотехнологичной медицинской помощи, внедрения инновационных методов диагностики и лечения пациентов. Логичным продолжением проделанной работы станет создание в 2018 году в Чебоксарах центра ядерной медицины.
Внедрение высокотехнологичной медицинской помощи в сферу обязательного медицинского страхования Чувашии позволило в сравнительно короткий период времени, в 2014-2017 гг., существенно увеличить ее доступность. За этот период возросло число медицинских организаций, предоставляющих медицинские услуги подобного уровня. Если 2014 году высокотехнологичную медицинскую помощь в сфере ОМС оказывали 5 медицинских организаций республики, в том числе одна медицинская организация, подведомственная федеральным органам государственной власти, то к началу 2018 году их число возросло до 10. Также вырос объем предоставляемой высокотехнологичной помощи: по итогам 2017 года к оплате в системе ОМС принято 6112 случаев ВМП, что составляет 231,4% к аналогичному показателю 2014 года. Всего за счет средств обязательного медицинского страхования за период с 2014 по 2017 гг. высокотехнологичную медицинскую помощь получили более 19 тыс. человек на сумму 2670,4 млн. рублей, среди них граждан, застрахованных в системе ОМС на территории Чувашской Республики, более 12 тыс. человек.
Наибольшие объемы выполнены по таким профилям оказания ВМП, как сердечно-сосудистая хирургия, травматология и ортопедия, онкология, офтальмология и урология.
Кстати, Перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, включенных в базовую программу ОМС, в 2018 году серьезно расширен. Он дополнен следующими видами ВМП:
- комплексное лечение больных с обширными ожогами от 30 до 49% поверхности тела различной локализации или ожогами особых локализаций, в том числе термоингаляционными травмами;
- комплексное лечение больных с обширными ожогами более 50% поверхности тела различной локализации, в том числе термоингаляционными травмами;
- микрохирургические и эндоскопические вмешательства при поражениях межпозвоночных дисков шейных и грудных отделов с миелопатией, радикуло- и нейропатией, спондилолистезах и спинальных стенозах. Сложные декомпрессионно-стабилизирующие и реконструктивные операции при травмах и заболеваниях позвоночника, сопровождающихся развитием миелопатии, с использованием остеозамещающих материалов, погружных и наружных фиксирующих устройств. Имплантация временных электродов для нейростимуляции спинного мозга и периферических нервов;
- микрохирургические, эндоваскулярные и стереотаксические вмешательства с применением адгезивных клеевых композиций, микроэмболов, микроспиралей (менее 5 койлов), стентов при патологии сосудов головного и спинного мозга, богатокровоснабжаемых опухолях головы и головного мозга, внутримозговых и внутрижелудочковых гематомах;
- коронарная реваскуляризация миокарда с применением аортокоронарного шунтирования при ишемической болезни и различных формах сочетанной патологии.
Начиная с 2013 года за счет средств ОМС в Чувашской Республике стало проводиться экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО), начиная с 196 случаев в год (2013 г.) этот показатель увеличился почти в 4 раза и к 2017 году достиг 774 случаев, что положительно сказалось на демографической ситуации в регионе. За 5 с небольшим лет (2013-3 мес. 2018) процедуру ЭКО прошли около 1,8 тыс. женщин, в результате чего на свет родилось 380 малышей.
Поскольку речь идет о медицинской помощи, предоставляемой пациентам бесплатно, очень важное значение имеет обеспечение качества медицинской помощи в рамках ОМС. Вопросы «контроля качества» выходят на передний план.
Контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, которые установлены территориальной программой ОМС и договорами на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, — один из механизмов защиты прав и законных интересов застрахованных лиц в республике.
Контрольные мероприятия строго регламентированы. Основная их цель — обеспечение предоставления застрахованному лицу бесплатной и качественной медицинской помощи в объеме и на условиях, установленных территориальной программой обязательного медицинского страхования. Они включают в себя:
- проведение контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, реализуемого посредством медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи;
- осуществление контроля за деятельностью страховых медицинских организаций: повторная медико-экономическая экспертиза(реэкспертиза), повторная экспертиза качества медицинской помощи (реэкспертиза).
Страховыми медицинскими организациями контрольные мероприятия проводятся во всех медицинских организациях, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования. За 2017 год проведено 48,1 тыс. медико-экономических экспертиз и 23,7 тыс. экспертиз качества медицинской помощи, в ходе которых было рассмотрено 114 тыс. и 82,9 тыс. страховых случаев соответственно.
Как показывает анализ количества проводимых экспертиз и рассматриваемых страховых случаев, страховыми медицинскими организациями большее внимание уделяется проведению экспертиз качества медицинской помощи, направленных на выявление нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценке своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата. Экспертизы качества медицинской помощи проводятся экспертами качества медицинской помощи, включенными в территориальный реестр экспертов качества медицинской помощи.
Динамика количества страховых случаев, рассмотренных при проведении медико-экономических экспертиз (МЭЭ) и экспертиз качества медицинской помощи (ЭКМП) страховыми медицинскими организациями за 2013-2017 гг., тыс.
Сформирован территориальный реестр экспертов качества медицинской помощи, привлекаемых к проведению экспертиз качества медицинской помощи, оказанной по обязательному медицинскому страхованию как в медицинских организациях Чувашии, так и в других регионах России. Большое значение придается кадровому составу территориального реестра, в который в 2017 году входили 156 экспертов по 40 врачебным специальностям, в том числе: 5 докторов медицинских наук, 47 кандидатов медицинских наук, 33 главных внештатных специалиста Министерства здравоохранения Чувашии.
Территориальный реестр экспертов качества медицинской помощи в 2013-2017 гг.
| 2013 год | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год |
Всего экспертов, чел. | 126 | 137 | 137 | 150 | 155 |
из них: |
|
|
|
|
|
Доктор медицинских наук | 5 | 5 | 6 | 5 | 5 |
Кандидат медицинских наук | 27 | 27 | 33 | 42 | 47 |
Главный внештатный специалист Минздрава Чувашии | 15 | 16 | 17 | 36 | 33 |
Количество специальностей | 35 | 38 | 38 | 39 | 40 |
В целях проверки исполнения страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями обязательств по оплате и оказанию застрахованным лицам бесплатной и качественной медицинской помощи специалистами Территориального фонда ОМС Чувашской Республики осуществляется контроль за деятельностью страховых медицинских организаций путем организации и проведения повторных медико-экономических экспертиз и экспертиз качества медицинской помощи. За 2017 год организованы и проведены повторные медико-экономические экспертизы по 16,1 тыс. случаев оказания медицинской помощи и экспертиз качества медицинской помощи по 10,1 тыс. случаев, что составило 14,1 и 12,1% соответственно от числа экспертиз, проведенных страховыми медицинскими организациями за данный период времени.
Обеспечение и защита прав и законных интересов застрахованных лиц в сфере ОМС на территории Чувашской Республики — одна из приоритетных задач участников обязательного медицинского страхования.
Для решения этой задачи специалисты Территориального фонда и страховых медицинских организаций большое внимание уделяют работе с жалобами и обращениями застрахованных лиц. На постоянной связи — телефон Контакт-центра в сфере ОМС на территории Чувашской Республики, «горячие линии» страховых медицинских организаций. Также ведут личный прием граждан, работают службы страховых представителей страховых медицинских организаций.
Важная часть этой работы — досудебная и судебная защита прав застрахованных лиц, проведение социологических опросов населения, как индивидуальное, так и публичное информирование застрахованных о правах в сфере ОМС. Специалисты посредством медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи, в том числе повторно, проводят контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
За 2017 год в ТФОМС Чувашской Республики и страховые медицинские организации поступило 127,2 тыс. обращений граждан, в том числе: жалоб – 140, заявлений – 117,5 тыс. (из них о выборе и замене страховой медицинской организации – 41,3 тыс.), обращений за консультацией – 9,6 тыс.
Динамика обращений граждан, поступивших в ТФОМС Чувашской Республики и страховые медицинские организации в 2013-2017 гг., абс. количество
Виды обращений
| 2013 год | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год |
Всего обращений, в т. ч.: | 464 079 | 758 998 | 158 087 | 152 419 | 127 240 |
устных | 85 810 | 56 745 | 17 244 | 11 790 | 9 362 |
по телефону «горячей линии» | 17 381 | 18 630 | 8 698 | 7 377 | 7 562 |
письменных | 378 269 | 702 253 | 142 289 | 140 629 | 117 878 |
Жалобы | 56 | 65 | 56 | 102 | 140 |
Заявления | 378 009 | 702 013 | 142 058 | 140 368 | 117 547 |
Обращения за консультацией (разъяснением) | 86 014 | 56 920 | 15 973 | 11 949 | 9 551 |
По итогам 2017 года наблюдается снижение общего числа обращений застрахованных лиц — как письменных, так и устных: меньше стало заявлений и консультаций преимущественно по вопросам обеспечения полисами ОМС и о выборе/замене страховой медицинской организации (в 3,2 раза и в 23,4 раза соответственно).
В то же время серьезно, в 2,5 раза, увеличилось (с 56 в 2013 году до 140 в 2017 году) количество жалоб. Также значительно возросло количество обращений по вопросам, не относящимся к сфере ОМС — в 20,8 раза (с 71 до 1479).
Впервые за период с 2014 года по итогам 2017 года наметилась динамика роста числа обращений, поступивших по «горячей линии» – на 2,5% (на 185 обращений) по сравнению с 2016 годом. До 2016 года число обращений на «горячую линию» ежегодно снижалось по сравнению с уровнем предыдущего года: в 2016 году по сравнению с 2015 годом — на 15,2 % (с 8 698 до 7 377), в 2015 году по сравнению с 2014 годом — в 3,6 раза (с 18630 до 8698).
Динамика количества обоснованных жалоб, поступивших в ТФОМС Чувашской Республики и СМО в 2013-2017 гг.
Особое внимание уделяется работе с жалобами застрахованных лиц, число которых с каждым годом увеличивается. При этом доля обоснованных жалоб сокращается: с 48,2% в 2013 году до 35,7% в 2017 году.
По всем поступающим жалобам на доступность и качество медицинской помощи проводятся целевые медико-экономические экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи, по результатам которых в 2017 году из 140 поступивших жалоб были признаны обоснованными 50 (35,7%). Все обоснованные обращения граждан были урегулированы в досудебном порядке, в т. ч. с материальным возмещением — 1 жалоба.
Важным союзником медицинских организаций в повышении качества медицинской помощи и организации профилактических осмотров стал институт «Страховых представителей», который начал работу в 2016 году. В рамках развития пациентоориентированной системы оказания медицинской помощи на страховых представителей возложены такие важные задачи как персонифицированное сопровождение каждого застрахованного и повышение защиты прав граждан в системе ОМС на всех этапах оказания медицинской помощи.
С появлением института «Страхового представителя» с 1 июня 2016 года организована работа Контакт-центра в сфере обязательного медицинского страхования на территории Чувашии. Звонки принимают по бесплатному федеральному номеру 8-800-770-09-55. Информация о функционировании и режиме работы Контакт-центра размещена на официальных сайтах Территориального фонда, страховых медицинских организаций и медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС на территории республики.
Сотрудники этих центров и есть страховые представители I уровня. Основная их задача — информационная поддержка застрахованных лиц. Они отвечают на типовые вопросы справочного и консультационного характера. Все обращения застрахованных граждан (письменные и устные), в том числе обращения на «горячие линии» страховых медицинских организаций, регистрируются страховыми представителями I уровня в едином электронном журнале, что значительно упрощает координацию действий между страховыми представителями всех трех уровней и сокращает время на решение возникающих проблем; дает возможность администратору Контакт-центра отслеживать порядок, полноту и сроки рассмотрения обращений граждан не только специалистами Фонда, но и страховых медицинских организаций в режиме on-line.
С начала работы в Контакт-центр поступило более 16,5 тыс. обращений. По итогам 2017 года доля звонков по времени ожидания ответа до 2 минут составила 99,6%. Результаты проведенной работы по устному обращению доводятся операторами Контакт-центра до застрахованного. Ответы на все устные обращения операторами Контакт-центра даны в день обращения. В адрес ТФОМС Чувашской Республики поступают благодарности страховым представителям I уровня от пациентов за профессиональный подход и оперативное решение возникших вопросов.
С 1 января 2017 года в страховых медицинских организациях в работу по информированию граждан об участии в диспансеризации, а также ведению информационного сопровождения при госпитализации в стационар включились страховые представители II уровня, осуществляющие информирование застрахованных лиц об их правах и обязанностях, о возможностях получения специализированной, в том числе высокотехнологичной помощи, о возможности и необходимости прохождения профилактических мероприятий (диспансеризации и профилактических осмотров), а также информационное сопровождение застрахованных лиц на всех этапах оказания медицинской помощи. Каждый гражданин при возникновении вопросов на этапе оказания медицинской помощи может обратиться к своему страховому представителю II уровня для оперативного урегулирования спорных вопросов.
Для выполнения функционала страховых представителей II уровня проведена модернизация автоматизированной информационной системы (АИС) «Информационное сопровождение застрахованных лиц» Территориального фонда, что позволило в режиме реального времени организовать работу на этапе организации и проведения профилактических мероприятий, контроль и анализ проведения информационного сопровождения застрахованных лиц на всех этапах оказания медицинской помощи. АИС интегрирована с комплексом информационных систем ТФОМС Чувашской Республики и республиканской медицинской информационной системой.
В целях реализации прав пациентов на получение специализированной стационарной медицинской помощи и проведения контроля за своевременностью госпитализации с 2014 года Фондом организовано информационное взаимодействие страховых медицинских организаций и медицинских организаций по предоставлению сведений в рамках единого информационного ресурса АИС «Госпитализация» в режиме on-line. Результатом внедрения данной системы, позволяющей оперативно управлять информацией о госпитализации пациентов, направленных в стационар, о сроках ожидания и состоянии направления, стало сокращение с 2015 года числа госпитализаций с превышением установленных сроков ожидания. По всем случаям превышения срока госпитализации страховыми медицинскими организациями проводятся контрольные мероприятия.
В июле 2017 года заключены Соглашения между страховыми медицинскими организациями и 29 медицинскими организациями, оказывающими первичную медико-санитарную медицинскую помощь прикрепленному населению, о порядке организации деятельности страховых представителей при осуществлении информационного сопровождения застрахованных лиц или их законных представителей на всех этапах оказания медицинской помощи, в том числе при проведении диспансеризации или профилактического медицинского осмотра. В рамках этих Соглашений с 1 октября 2017 года организована работа страховых представителей II уровня в медицинских организациях с распределением зоны ответственности по территориальному признаку, с учетом численности застрахованных граждан, прикрепленных к медицинской организации. Для осуществления деятельности страховых представителей II уровня на 1 этажах поликлиник размещены промо-стойки с информационными материалами о правах застрахованных лиц в сфере ОМС, об институте «Страховых представителей».
С января 2018 года ТФОМС Чувашской Республики и страховые медицинские организации принимают активное участие в реализации приоритетного проекта «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» («Бережливая поликлиника»).
В целях выявления «слабых звеньев» в организации работы поликлиники и разработки оптимальной системы внутренней маршрутизации пациентов страховыми представителями II уровня проводятся опросы населения о доступности и качестве амбулаторно-поликлинической помощи. Страховыми медицинскими организациями подготовлены информационные материалы об институте «Страховых представителей», по вопросам профилактики заболеваний и здорового образа жизни, правах застрахованных лиц в сфере обязательного медицинского страхования.
За время работы страховых представителей II уровня зарегистрировано почти 1,3 тыс. личных устных обращений, в том числе в медицинских организациях, реализующих проект «Бережливая поликлиника» — 9 обращений. По всем обращениям даны консультации или оказано содействие в решении проблем, возникших при посещении медицинской организации.
С 1 января 2018 года начали работу страховые представители III уровня — еще один механизм защиты прав граждан в сфере охраны здоровья, дополняющий существующий государственный и ведомственный контроль качества и доступности медицинской помощи.
По состоянию на 31 декабря 2017 года страховыми медицинскими организациями, осуществляющими деятельность в системе ОМС Чувашской Республики, организована работа 110 страховых представителей, в том числе:
I уровня – 37 человек (один представитель на 33 771 застрахованных);
II уровня – 63 человека (один представитель на 19834 застрахованных);
III уровня – 10 человек (один представитель на 124953 застрахованных).
В целях повышения правовой грамотности населения о своих правах и обязанностях в сфере обязательного медицинского страхования в медицинских организациях размещены стенды, содержащие информацию о правах пациента на получение бесплатной медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, тиражированы и распространены информационные материалы о работе Контакт-цента в сфере ОМС, внедряемом институте «Страховых представителей». Большое подспорье в этой работе — регулярные публикации в средствах массовой информации, возможности Интернет-сайтов. В 2017 году ТФОМС Чувашской Республики и страховыми медицинскими организациями было выпущено 38 тыс. памяток, 27 тыс. брошюр, более 430 тыс. листовок для застрахованных, опубликована 51 статья в СМИ. Проведено 126 выступлений в коллективах, 354 выступления на радио и ТВ.
В результате по итогам 2017 года отмечен рост обращений за консультацией по вопросам организации работы медицинских учреждений на 12,4%, о видах, качестве и условиях предоставления медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования — в 2,3 раза, по вопросам, не относящимся к сфере обязательного медицинского страхования, на 68,5%, а также количества жалоб — на 46,2%. Эти показатели – наглядное свидетельство роста правовой грамотности застрахованных и доверия граждан к специалистам ТФОМС и страховых медицинских организаций, выступающим гарантом и защитником их прав на получение качественной и бесплатной медицинской помощи.
С целью изучения мнения населения о доступности и качестве медицинской помощи проводится социологический опрос (анкетирование) пациентов, обратившихся за медицинской помощью в медицинские учреждения. За 2017 год было опрошено около 4,8 тыс. пациентов в 56 медицинских организациях — в стационарах, дневных стационарах и поликлиниках. Результаты опроса показали, что доступностью и качеством медицинской помощи, оказываемой населению республики в рамках ОМС, удовлетворены 93,2% респондентов, что оценивается как «высокий уровень» удовлетворенности.
Сегодня регистратуры поликлиник Чувашии организованы по «открытому типу»
В 2018 году работа по внедрению принципа пациентоориентирования продолжается. ТФОМС Чувашской Республики и страховым медицинским организациям предстоит решить следующие задачи:
1) организация работы страховых представителей III уровня — экспертов высокого класса, в том числе подбор и подготовка кадров по профильным обучающим программам;
2) модернизация автоматизированной информационной системы «Информационное сопровождение застрахованных лиц» ТФОМС Чувашской Республики, что позволит:
- медицинским организациям формировать списки из числа прикрепленных лиц для проведения I этапа профилактических мероприятий в соответствии с планом проведения профилактических мероприятий в медицинской организации на текущий календарный год;
- страховым медицинским организациям — вносить и получать сведения в режиме on-line об информационном сопровождении застрахованных лиц при проведении профилактических мероприятий; контролировать качество диспансерного наблюдения за пациентами с хроническими заболеваниями (своевременность диспансерного наблюдения и плановых госпитализаций), информировать пациентов (при наличии согласия) о необходимости своевременного обращения в медицинские организации, формирования приверженности к выполнению рекомендаций лечащего врача, и при необходимости защищать права застрахованных в системе ОМС, если они нарушены;
3) осуществление страховыми представителями II уровня мониторинга динамики изменения показателей удовлетворённости доступностью и качеством медицинской помощи в ходе реализации проекта «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» («Бережливая поликлиника») по данным социологических опросов пациентов в медицинских организациях, первыми начавшими реализацию Пилотного проекта;
4) анализ эффективности работы страховых представителей II уровня в «пилотных» поликлиниках и тиражирование опыта их работы на другие медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную медицинскую помощь, в том числе детскому населению.
Имея страховой медицинский полис, человек может получать бесплатную, своевременную и качественную медицинскую помощь в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования на всей территории страны. Медицинскую помощь регулярно получают как жители Чувашии за пределами своего региона, так и приезжающие в Чувашию «иногородние» граждане в наших медицинских организациях. Именно поэтому важной функцией территориального фонда является осуществление расчетов за медицинскую помощь, которую застрахованные граждане получили за пределами территории страхования, называемых межтерриториальные расчеты.
Регионы-лидеры, имеющие положительное сальдо по межтерриториальным расчетам, не меняются на протяжении последних лет. Это, конечно же, Москва, Московская область и Санкт-Петербург – их суммарный «заработок» по итогам прошлого года исчисляется десятками миллиардов рублей. Однако и «скромная» с финансовой точки зрения Чувашия даже на фоне этих субъектов выглядит вполне достойно.
Ежегодно наблюдается рост расходов на медицинскую помощь вне территории страхования. Так, в 2017 году по сравнению с 2013 годом расходы на лечение граждан Чувашии в других субъектах России возросли в 2,7 раза, а расходы на «иногородних», прошедших лечение в медицинских организациях республики — в 3 раза. Рост обусловлен как увеличением тарифов на медицинские услуги, так и возрастающей долей дорогостоящей медицинской помощи в общем объеме средств, включая высокотехнологичную медицинскую помощь, которая оплачивается за счет средств обязательного медицинского страхования с 2014 года.
Изменения, произошедшие за последние 5 лет, непосредственно затронули и межтерриториальные расчеты. С включением высокотехнологичной медицинской помощи в систему обязательного медицинского страхования жители Чувашии получили возможность получать её по полису на всей территории России. За период с 2014 по 2017 гг. ТФОМС Чувашской Республики оплачена высокотехнологичная медицинская помощь, оказанная жителям Чувашии в медицинских организациях других субъектов России в количестве 943 случая на 115,1 млн. руб., в том числе в г. Москва — 360 случаев на 46 млн. рублей, Нижегородской области — 263 случая на 27 млн., Кировской области — 119 случаев на 14,2 млн., Республике Татарстан — 55 случаев на 8,2 млн., г. Санкт-Петербург — 57 случаев на 7,5 млн. руб., Пензенской области — 30 случаев на 5 млн., других субъектах — 59 случаев на 7,2 млн. рублей.
Динамика высокотехнологичной медицинской помощи, оказанной жителям Чувашии в других субъектах РФ по программам ОМС, млн. руб.
В свою очередь медицинские организации Чувашии также развивают и осваивают современные медицинские технологии, что проявляется в ежегодно растущих объемах медицинской помощи, оказываемой жителям регионов России в медицинских организациях, расположенных в республике.
Динамика высокотехнологичной медицинской помощи, оказанной в медицинских организациях Чувашии жителям регионов России, млн.
С 2014 по 2017 гг. высокотехнологичная медицинская помощь «иногородним» была оказана в количестве 7006 случаев на 804,1 млн. рублей, в том числе жителям Республики Татарстан — 1525 случаев на 168,6 млн., Ульяновской области — 768 случаев на 86,2 млн., Пензенской области — 678 случаев на 85,4 млн., Республики Марий Эл — 752 случая на 83,4 млн., Республики Мордовия — 726 случаев на 82,4 млн., Республики Башкортостан — 633 случая на 78,9 млн., Удмуртской Республики — 383 случая на 47,7 млн., других субъектов РФ — 1541 случай на 171,5 млн. рублей.
В 2017 году общая сумма доходов медицинских организаций Чувашии по межтерриториальным расчетам составила 626,4 млн. рублей, а расходы за лечение жителей Чувашии в других регионах России — 419,6 млн. рублей. Таким образом, «сальдо расчетов» за лечение вне территории страхования по итогам 2017 года сложилось в размере 206 млн. рублей «в пользу» медицинских организаций Чувашии, что свидетельствует о её доступности и качестве.
Прогресс идет семимильными шагами, все системы становятся автоматизированными или компьютеризированными. Не обошли стороной технологические новшества и систему ОМС. С 2015 года гражданам вместо бумажного начали выдавать электронный полис на право получения бесплатной медицинской помощи, в котором находится специальный чип со всей необходимой информации о застрахованном лице.
Электронный медицинский полис по своей сути ничем не отличается от бумажного аналога. Он содержит те же сведения о человеке и дает ему такие же возможности в плане получения бесплатной медицинской помощи на всей территории РФ. В числе преимуществ — технологичность, высокая степень защиты. Размеры совпадают с размерами банковской карты, поэтому полис удобно носить с собой. Сделан из прочного материала, не мнется и не пачкается.
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Чувашской Республики в 2012 году, с момента начала выпуска Федеральным фондом электронных полисов единого образца, обеспечил техническую возможность обращения электронных полисов на территории республики.
Для этого всеми страховыми медицинскими организациями было закуплено и установлено во всех 56 пунктах выдачи полисов необходимое оборудование, которое обеспечивает обращение электронных полисов обязательного медицинского страхования в соответствии с договорами, заключенными страховыми медицинскими организациями с Московской типографией — филиалом федерального государственного унитарного предприятия «Гознак».
80% медицинских организаций, расположенных в Чебоксарах, оснащены считывателями электронных полисов, закупленных по программе модернизации здравоохранения и за счет собственных средств медицинских организаций. Оборудование установлено в регистратурах и интегрировано с региональной медицинской информационной системой и с информационными системами медицинских организаций.
По состоянию на апрель 2018 года численность застрахованных лиц составила 1248137 человек. Из них более 712 тыс. человек (57%) имеют бумажные полисы нового образца, более 20,1 тыс. (1,6%) — старого образца. Электронными полисами обзавелись почти 516 тыс. человек (41,4%).
К слову, «цифровизация» все глубже проникает в здравоохранение и становится важным условием обеспечения доступности медицины. Уже стали привычными онлайн-сервисы, с помощью которых каждый четвертый житель республики записывается на прием к врачу и диагностическое исследование. Сегодня каждый пятый больничный лист и каждый второй рецепт выписываются в электронном виде.
Руководство республики поставило задачу создать в 2018 году новые технологичные поликлиники на принципах «бережливого производства». Эффективно организованный рабочий процесс с новыми ай-ти инструментами позволят врачу уделить больше внимания пациенту, качественнее оказать ему медицинскую помощь. Следующий шаг — развитие телемедицины, чтобы пациент мог получить квалифицированную медицинскую помощь независимо от места жительства.
Все привыкли к тому, что медицинская помощь оказывается бесплатно. При этом зачастую не задумываемся и не знаем, в какую цену обходятся государству оказанные нам те или иные медицинские услуги. «Личный кабинет застрахованного лица» Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики расширяет доступ граждан республики к информации, касающейся видов лечения и их стоимости.
«Личный кабинет» начал функционировать 1 ноября 2016 года. Доступ к информационному ресурсу расположен на главной странице официального сайта ТФОМС (www.chuvtfoms.ru) во вкладке «Личный кабинет» и позволяет пользователям получить доступ к следующей информации:
- о страховой медицинской организации, выбранной застрахованным лицом в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- о медицинской организации, выбранной застрахованным лицом (прикрепленным) для получения первичной медико-санитарной помощи и об истории прикрепления;
- о перечне оказанных им медицинских услуг и их стоимости.
Дополнительно есть возможность подачи заявления на выбор страховой медицинской организации и медицинской организации для прикрепления. Заявления в электронном виде направляются по защищенным каналам связи в адрес соответствующей организации.
Пользователи имеют возможность из Личного кабинета осуществить запись на прием к врачу посредством прямого доступа к электронной регистратуре. Также могут запросить информацию о перечне оказанных им медицинских услуг и их стоимости с выгрузкой результатов в формате PDF.
Пользователям, которые должны в текущем году пройти диспансеризацию, приходит информационное сообщение о необходимости пройти эту процедуру. Кроме того, реализована мобильная версия и версия для слабовидящих пользователей.
Принятая в 2011 году Правительством РФ программа «Земский доктор» призвана была преломить угрожающую ситуацию, связанную с нехваткой медицинских кадров на селе. Инициатива Президента РФ Владимира Путина по выделению одного миллиона рублей «подъемных» средств участникам программы стала большим стимулом для притока молодых специалистов на село, и сегодня с уверенностью можно говорить, что «Земский доктор» оправдывает надежды. Реализация Программы модернизации здравоохранения, приоритетного национального проекта «Здоровье», мер социальной поддержки медицинских работников определила позитивные тенденции в обеспечении медицинскими кадрами, особенно в сельской местности, а также повышении их профессионального уровня.
Ведь одним из основных индикаторов, характеризующих состояние системы здравоохранения любого региона, является доступность медицинской помощи, обеспеченность отрасли здравоохранения медицинскими кадрами. Именно они — главная, наиболее ценная и значимая часть ресурсов здравоохранения — в конечном счете обеспечивают результативность и эффективность деятельности не только отдельных структурных подразделений, но и системы здравоохранения в целом. В нашем случае речь идет о результативности и эффективности деятельности медицинских организаций, находящихся в ведении Минздрава Чувашии, обеспечении населения республики качественной и эффективной медицинской помощью и улучшение состояния его здоровья – все это во многом обусловлено кадровым потенциалом, профессиональным уровнем, квалификацией людей в белых халатах.
В Чувашии федеральная программа «Земский доктор» реализовывалась через Территориальный фонд ОМС Чувашской Республики в 2012-2017 годах. Она предусматривала единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам, имеющим высшее образование, заключившим трудовой договор с медицинскими учреждениями сельских населенных пунктов, рабочих поселков и поселков городского типа на срок не менее пяти лет. Размер выплаты составляет один миллион рублей. Как потратить средства, врачи решают самостоятельно, чаще всего «подъемные» направляются на покупку или строительство жилья.
В 2012 году средства на программу «Земский доктор» выделялись из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, с 2013 года – на условиях софинансирования из бюджета Федерального фонда ОМС и республиканского бюджета Чувашской Республики. В 2013-2015 гг. соотношение бюджетов составило 50 и 50%, в 2016–2017 гг. — 60 и 40% соответственно. Всего за 2012–2017 гг. Чувашия из бюджета ФФОМС получила 260,3 млн. рублей.
За 6 лет действия программы удалось привлечь в сельские медицинские организации республики 371 врача. Наибольшее количество земских докторов трудоустроилось в Канашский (56 врачей), Батыревский (48), Чебоксарский (37) и Моргаушский (34 врача) районы. Среди участников программы 335 человек — это молодые специалисты в возрасте до 35 лет, еще 22 человека имеют возраст 35 до 45 лет, и 14 человек старше 45 лет. Благодаря тому, что возрастной ценз для участников программы расширялся (в 2015 году возраст участников увеличен с 35 до 45 лет, в 2016 году – до 50 лет), желающих принять в ней участие стало больше. Так, в 2017 году возможностями программы воспользовались 56 человек при первоначальном плане 25 человек.
Желание работать врачами в сельской местности выразили специалисты в области терапии, хирургии, педиатрии, стоматологии, акушерства и гинекологии, а также редкие для села специалисты — анестезиологи-реаниматологи, врачи ультразвуковой и функциональной диагностики, эндокринологи, рентгенологи, дерматовенерологи, неонатологи и др.
Одним из лидеров по количеству привлеченных специалистов стал Батыревский район. БУ «Батыревская ЦРБ» обслуживает население Батыревского, Яльчикского, Шемуршинского, Комсомольского районов. Из-за своей территориальной расположенности на границе Чувашии до начала действия программы местная больница, как и многие другие медицинские учреждения в сельских районах, испытывала нехватку медицинских кадров. Сейчас в Батыревской ЦРБ 85 врачей, из них по программе «Земский доктор» с начала ее реализации в 2012 году прибыли для работы 46 человек. В том числе – 11 терапевтов, 5 педиатров, по 4 стоматолога, хирурга и гинеколога, а также врачи общей практики, неврологи, травматологи-ортопеды, дерматологовенерологи, анестезиолог-реаниматолог, офтальмолог, кардиолог и другие специалисты.
Успешная реализация целевой программы с 2012 года повысила доступность медицинской помощи для сельского населения Чувашии. Начиная с 2018 года, действие программы распространяется и на малые города с численностью не более 50 тыс. человек. Кроме того, принять участие в программе теперь могут и фельдшеры, которым предоставляется выплата в размере полумиллиона рублей.