История обязательного медицинского страхования
Летопись обязательного медицинского страхования в современной России насчитывает четверть века, но корни его зарождения уходят глубоко в историю. Зачатки страховой медицины как форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья в России появились еще в конце XVIII – начале XIX веков, когда на первых в стране капиталистических предприятиях возникли кассы взаимопомощи.
Впервые обязательное медицинское страхование было введено в Пруссии в 1845 году для лиц определенных профессий. В 1883 году закон о медицинском страховании был принят на всей территории Германии. При Бисмарке система
социального страхования для рабочих получила дальнейшее развитие. В конце XIX — начале XX веков системы социального медицинского страхования возникли во многих европейских странах.
В России во второй половине XIX века получила развитие система страхования ремесленников, основой которой были больничные кассы, однако сравнительно широкое развитие эти кассы получили после революции 1905 года.
В 1912 году III Государственная Дума приняла закон об обеспечении рабочих на случай болезни, который охватывал около 20% наемных работников. На предприятиях с числом работников свыше 200 учреждались больничные кассы,
мелкие предприятия могли создавать общие больничные кассы. Они управлялись собранием, куда входили представители рабочих и предпринимателей, 2/3 голосов на собрании принадлежало наемным работникам.
Собрание избирало Правление кассы, в которое входили представители работодателя и представители наемных работников, причем последние имели большинство. Страховые взносы, размер которых устанавливало собрание, делились между работниками и работодателями. Взносы рабочих в полтора раза превышали взносы предпринимателей.
Основной задачей больничных касс была выплата пособий в случае болезни, увечья, родов и смерти. Амбулаторное лечение и первая помощь при несчастных случаях и внезапных заболеваниях участникам больничных касс должны были, в соответствии законом, обеспечиваться за счет предпринимателя, стационарная помощь и родовспоможение — на общих для населения основаниях. Однако на практике этот вид помощи часто финансировал предприниматель.
Страхование было индивидуальным, помощь членам семей не оказывалась. Но кассы имели право организовывать для них лечебницы.
В соответствии с законом больничные кассы подчинялись губернским страховым присутствиям, которые возглавляли губернаторы или градоначальники и состояли из 15 человек (из них 2 — рабочих). Страховые присутствия подчинялись Российскому страховому совету численностью 21 человек, из которых 5 были рабочими.
С приходом советской власти были сделаны попытки развить страховую медицину. В период НЭП в начале 20-х годов XX века были определены страховые взносы по ряду видов социального страхования. В 1922 году для негосударственных предприятий размер взноса на медицинское страхование составлял от 5,5 до 7% по отношению к оплате труда. Страховые взносы передавались непосредственно в распоряжение органов здравоохранения, и обязательное медицинское страхование было реальным дополнительным источником финансирования медицины при сохранении государственного финансирования как основного.
Однако в 1929 году страховая медицина была ликвидирована. После окончания периода НЭП финансирование учреждений здравоохранения осуществлялось за счет государственного бюджета. Вместо страховой медицины была утверждена единая — «всеобщая и бесплатная». Сохранились лишь отдельные элементы медицинского страхования: за счет страховых средств частично финансировались санаторно-курортное лечение, отдельные виды профилактической и здоровительной работы на промышленных предприятиях.
Но с 60-х годов система стала буксовать: давал о себе знать остаточный принцип финансирования охраны здоровья. В начале 90-х ситуация переросла в критическую: денег из бюджета катастрофически не хватало, и никто не мог ответить, сколько их нужно и почему врачи получают одинаковую зарплату за неодинаковую работу. Тогда в России вспомнили о медицинском страховании. Бюджетная модель здравоохранения уступила место бюджетно-страховой медицине.
Создание системы обязательного медицинского страхования в современной России совпало с началом глобального реформирования политических и экономических институтов государства, формирования рыночной экономики. Концептуальные основы обязательного медицинского страхования в Российской Федерации и его организационная модель были сформулированы в принятом в 1991 году Законе «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».
Вместе с тем, оставались нерешенными такие основные вопросы, как организация финансовых потоков, управление реализацией закона и государственный контроль в системе. Необходимо было создание страховой инфраструктуры с обязательным формированием в ней активных элементов, которые бы организовывали взаимодействие субъектов системы и создавали условия для ее развития.
Такими активными элементами стали государственные внебюджетные фонды обязательного медицинского страхования. Для регламентации их деятельности в 1993 году был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О медицинском страховании граждан в РСФСР», после принятия которого Закон о медицинском страховании стал действующим и именно 1993 год считается годом начала развития системы обязательного медицинского страхования в России.